Словарь индуизма

  • автор первичного комментария (бхашья) на "Миманса-сутры", не ранее II в. н. э. Его труд интересен в осн. как трактат о ритуале; значимые философс

  • 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха.2) Членораздельный звук человеческой речи.Так, в слове "кот" Ш. есть последовательность, "к " — "о " — "т".

  • "теория членораздельной речи"; см. ВЬЯКАРАНА.А. Парибок

  • (конечная цель шиваизма) — система идеалистич. философии, возникшая на юге Индии. Ее религиозным истоком является шиваизм, представленный

  • божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энер

  • культ шакти, восходящий своими истоками к архаич. древности, к культу богинь-матерей (см. ДЭВИ), а также к древнейшим шаманским культам. В его

  • черные камни (обычно речная галька или аммониты, окаменевшие раковины), почитающиеся вишнуитами как символич. воплощение Вишну. Прожилки и

  • (замечательные люди), также лакшана-пуруша, маха-пуруша — 63 выдающиеся личности, регулярно появляющиеся на каждом полуобороте "колеса врем

  • 1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788—812 гг. н. э.) — величайший

  • ("Учитель Шанкара")1) См. ШАНКАРА.2) Титул духовных вождей шиваизма, возглавляющих монашеские ордена и монастыри (питхи), основанные Шанкарой

  • раковина; широко употребляется в ритуальном обиходе индуистов, является одним из инструментов, с помощью к-рых призывают божество (наряду

  • (Шестиликий) — одно из имен Сканды, имевшего шесть матерей.А. Дубянский

  • пара божеств из числа якшей, к-рые являются охранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров, причем каждому тиртханкару служат особ

  • (от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство (в сфере знаний)") — отрасли специальных теоретич. з

  • (букв, шестерица) — популярное божество сельских культов, одна из форм Дэви, персонифицирующей первые шесть дней после рождения ребенка и п

  • см. ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМБАРЫ.

  • (СЕН, КЕШАБ ЧАНДЕР) (1838—1884) — релит, реформатор и обществ, деятель Индии. Лидер радикального крыла орг-ции "Брахмо самадж" (с 1862), резко измени

  • мифический персонаж, великий змей, символический спутник Вишну (см. также АНАНТ). Ш. фигурирует в кришнаитских легендах (он разведывал путь

  • (первонач. Значение — благоприятный) — имя одного из важнейших богов индуизма, давшее название шиваитской ветви этой религии (см. ШИВАИЗМ).

  • условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологич. перс

  • под этим монашеским именем известны два релит, деятеля:1) (предполож. 1854—1934) — один из прямых учеников Рамакришны; часто именуется Махапуру

  • праздник "ночь ШивъГ. Празднуется шиваитами в каждое новолуние, но особенно торжественно (Махашиваратри — "великая ночь Шивы") — раз в году,

  • в джайнизме 5 из 8 дополнит, к основным дисциплинарных обетов: самайика-, пошадхаупаваса-, бхога-упабхога-, дана-, саллекхана-врата..А. Дюранов

  • в джайнизме 8 дополнительных к основным обетов, направленных на уменьшение праматта-йоги.А. Дюранов

  • (от "шмаша" — приподнятый край ямы, окопа) — площадка для кремации покойников. Располагается, как правило, недалеко от реки, куда сбрасывают

  • термин, к-рый широко использовался в ср.-век. традиции джайяоъ-дигамбаров для обозначения раздела учения, посвященного этике джайнов-мирян,

  • общее название ряда поминальных обрядов, призванных обеспечить и поддерживать благополучное существование умерших предков (питри) в загр

  • (от корня "шрам " — утруждаться, стараться) — в VI—III вв. до н. э. профессиональный искатель духовной истины, порвавший связи с мирским об-вом,

  • разновидность сутр, посвященных описанию ведийского ритуала (калъш-сутра). Содержат изложение обрядов шраута, т. е. считавшихся восходящим

  • свящ. символ в джайнизме; своим рисунком напоминает "завиток волос" на груди тиртханкара. Одна из его форм, известная как шриватса-свастика,

  • богиня богатства, счастья и красоты. Упоминается в текстах не ранее "Шатапатха-брахманы", но умолчание в Ведах свидетельствует, по-видимому,

  • местечко в штате Карнатак, священное для шиваитов. В VIII в. Шанкара основал здесь храм богини Шарады (разновидность Дурги) и монастырь (питху)

  • праздник пятого дня весны, проводимый школой дигамбара как памятование о дне, когда Кундакунда начал записывать джайнский канон.О. Горовая

  • (букв, услышанное) — откровение, противополагаемое смрити — свящ. преданию. Ш. включает наиб, авторитетную часть Вед — самхиты и брахманиче

  • члены низшей из четырех варн в древней Индии. Согласно брахманским трактатам, обязанностью Ш. является услужение трем высшим варнам. Иногд

  • название планеты Венера и имя соответствующего персонифицированного божества. В мифологии Ш. (иначе Шукрачарья), называемый также Ушанас,

  • (букв, пустое, т. е. бессущностное, ничтожное). Такими, согласно буддийской философии, оказываются все явления во внешнем и внутреннем мире —