Словарь индуизма

  • (1817—1905) — инд. общественный деятель, релит, реформатор, сын Дварканатха и отец Рабиндраната Тагора. В 1839 под влиянием идей Р. Роя создал рели

  • (Тхакур) — бенгальский аристократии, род, давший Индии рад выдающихся деятелей культуры и мыслителей.Дварканатх Т. (1795—1846) — видный общест

  • (от тамильск. "танду" — прыгать, танцевать) — танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Известно 7 (иногда называют 9) разновидносте

  • (прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, смрити и пуранами), на к-рых основывается индуистская традиция. Появились Т. позже в

  • (от "тантра" — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления индуизма и буддизма (в последн

  • (тепло, жар, пыл)—система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревани

  • (звезда) — супруга небесного жреца Брихаспати, и, по одной из версий, мать Будхи (Меркурия). Согласно пуранам, она была похищена богом луны Со

  • (от каузативной формы глагола "тарп" — насыщаться, удовлетворяться) — "насыщение" богов, святых мудрецов (риши) и предков (питри), осуществля

  • (от основы указательного местоимения "то " + суффикс абстракции) — род сущего, признаваемый в той или иной онтологии. Особенно употребителен

  • (ты еси то) — одно из "великих речений" упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тожде

  • первое систематич. изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. н. э. Текст "Т.-с" , состоящий из 357

  • девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша (см. ФИЛОСОФИЯ Д

  • древнее божество ведийского пантеона, принадлежащее к старшему поколению (асурам). Не связан явно с к.-л. природным явлением, но имеет прямо

  • Гуру (1621—1675) — девятый сикхский гуру, преемник гуру Хар Кришана. Т. был младшим из пяти сыновей гуру Харгобинда и получил совершенное сикхс

  • учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пре

  • знак, наносимый на тело, чаще всего налобный, свидетельствующий об определенном статусе индивида. Выполняется с помощью краски, лака, разли

  • термин, обозначающий объект паломничества, святое место, обычно расположенное у реки или на морском берегу, где на мелководье удобно совер

  • (букв, переправу создающий) — по джайнским верованиям человек, достигший освобождения (мокша), т. е. сиддха, к-рый начал проповедовать и обно

  • см. МАЛЬ.

  • (Тирумала-Тирупати девастханам) — богатейший храм в Индии. Расположен в штате Андхра-Прадеш на границе с Тамилнадом в 200 км от Мадраса. Посв

  • лунные сутки, осн. временная единица для датировок ритуалов, празднеств, паломничеств и др. релит, событий. В лунном месяце содержится прибл

  • в Индии до XIX в. единственный способ существования, трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием ох

  • в мифологич. хронологии 2-я из 4 юг. Она длится 3600 (3000 + 300 х 2 — "время сумерек") "божественных лет" или 1 296 000 человеческих. Добродетель людей при

  • (три разряда)1) Три жизненных цели индуиста: дхарма, артха, кама.2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшатриев, вайшьев.А.

  • (Трижды шагнувший) — наименование Вишну в "Ригведе" согласно его деянию — трем космическим шагам, интерпретируемым, исходя из солярной при

  • ((имеющий) три образа) — божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения всел

  • Троеградье или тройная крепость, тройное ограждение. В брахманах встречаются упоминания о "тройном городе", к-рым боги оградили место жертв

  • (трезубец) — эмблема и атрибут Шивы, означающие в шиваизме его тройственную функцию бога, сотворяющего, сохраняющего и разрушающего вселен

  • шиваитская секта, основанная в Кашмире Васугуптой (770—830). К X в. сложилась как комплексная мистико-психологич. система. Ее название обусловл

  • (1598/1608—1649/1650) — последний великий поэт традиции варкари, автор более 4500 абхангов. Родился в деревне Деху недалеко от г. Пуны в касте кунби (ш

  • (букв, свадьба туласи) — обряд, совершаемый женщинами-вишнуитками в 11—12-й день светлой половины месяца карттик (октябрь—ноябрь). Символизи

  • базилик священный (Ocium sanctum), кустарник, имеющий большое ритуально-магич. значение в вишнуитском культе. Специально выращивается верующими

  • (прибл. 1532—1623) — крупнейший поэт рамаитского бхакти, автор поэтич. сборников "Дохавали" ("Собрание двустиший") и "Кавитавали" ("Собрание строф

  • (покидание, оставление, отказ, самопожертвование) — обозначение духовной практики, связанной с самоотречением, аскезой.А. Дубянский

  • (царь тъяги)1) Эпитет Шивы в образе аскета, подвижника. Крупнейший храм Т. находится в Тируваруре (Тамилнад).2) Великий музыкант, принадлежавш