>> Онлайн-калькулятор призвания <<

Словарь индуизма

  • (Солнечная)1. Название мантры, части гимна "Ригведы" (III. 62.10), обращенный к богу солнца: "Мы хотели встретить этот желанный блеск бога Савитара,

  • (окачествленный) эпитет Брахмана при связывании этого понятия с идеей личного бога — Шивы или Вишщ в направлениях бхакти. Личностное поним

  • (от сагуна — имеющий качества) — направление в бхакти, оформившееся в XV—XVI вв. Его адепты, следуя принципам единобожия, почитали бога в антр

  • в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиальным, с предсказуемыми успехами и трудностя

  • (букв, прямой, правильный, превосходный, "добродетельный") — термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ре

  • (Ширди ка Саи Баба, 1856—1918)— великий индусский святой, проповедник равенства людей независимо от касты и сторонник единства индусов и мусул

  • пятый дисциплинарный обет джайна (см. ШИКША-ВРАТЫ). Саллекхана — это оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в стар

  • ("Книга песнопений") — одна из четырех священных Вед, в к-рой текст, почти целиком заимствованный из "Ригведы", располагается в соответствии

  • собрание свящ. текстов (гимнов, жертвенных формул или заклинаний), составляющее основу каждого из четырех сводов ведийского канона, четыре

  • название планеты Сатурн, а также имя персонифицированного божества этой планеты в астрологии народов Юж. Азии. С ним связано название шест

  • (Побудитель) — бог, в "Ригведе" олицетворяющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. АШВИНЫ). Молитва С. в "Ригведе" позднее

  • некогда самостоятельное божество, почитание к-рого вошло в культ Нараяны (в части., почитаемого в виде вепря). Часто под именем Баладэвы он в

  • (размышление, исчисление) — одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель — легендарный Катила (до VI в. до н. э.).

  • ("(Сочинение по) санкхъе (в форме) стихотворных афоризмов") — первый текст классической санкхьи, написанный Ишваракришной (III в. н. э.), состоит

  • аскет, последняя, четвертая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Проведя 3 стадии жизни, изучив надлежащим образом с

  • странствование из жизни в жизнь; мир конечного, превратного, невечного; все мирское. Представление о С. развилось после эпохи старших упани

  • (исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) — в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способс

  • (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеинд. высокой культуры, язык подавл

  • (букв, существующий, благой, святой) — одно из названий святых, чаще всего поэтов-бхактов Севера и Запада Индии.А. Дубянский

  • (Святой человек) — уважительное звание, к-рое сикхи дают человеку, имеющему особые заслуги перед общиной, ведущему праведный образ жизни и

  • (семь матерей) — группа богинь, имеющих неарийское происхождение, обладающих опасным, непредсказуемым характером. Способны насылать болез

  • (Семь провидцев) — мифические 7 мудрецов, отождествляемые с 7 звездами Большой Медведицы. К ним принадлежат: Бхарадваджа, Кашьяпа, Гаутама, В

  • (Богатая водами)1) Название реки и имя персонифицирующей ее богини. С. — некогда мощная река, не уступавшая по размерам Инду, протекавшая чер

  • уважительное обращение к сикху, особенно незнакомому. Исторически — сикхский феодал-землевладелец и военный глава мисаля в XVIII—XIX вв.Е. Ус

  • (сущее, истинно-сущее) — в веданте компонент троичного определения абсолюта, или истинной природы духа: С.-чит-ананда, т. е. "сущее-сознание-б

  • (от "сат" — существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная)1) Дочь Дакши, вопреки его воле пожелавшая выйти замуж за Шиву. Рассерженный

  • (истовость)1) В философии санкхья одна из трех гун, связанная с гармонией, постижением, ясностью, прозрачностью.2) В буддийской философии, реж

  • (истинно-сущее; утверждение истинно-сущего) — в йоге один из пяти ограничительных обетов, составляющих первый ее уровень — "правдивость". П

  • (приверженность истине) — термин, к-рый использовал М. Ганди для обозначения избранного им способа борьбы с британскими колонизаторами; не

  • (род. 23 ноября 1926) — современный религиозный деятель, чудотворец, мн. последователями воспринимаемый как воплощение бога. Почитается также

  • составитель наиб, авторитетного и полного комментария к "Ригведе", жил в XIV в. в Юж. Индии. На С. опираются первые европ. переводчики и исследо

  • см. ВИВАХА.

  • хозяин, повелитель — название бога или индуистского святого, подвижника, монаха. См. ГОСВАМИ (ГОСАИН, ГОСАМИ, СВАМИ, САМИ).А. Дубянский

  • небо, высший из трех миров индуистской космографии, обитель света, куда уходят после смерти души добродетельных людей, прежде чем вернутьс

  • ("су" — благой и "асти" — быть) — знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой ст

  • наиб, часто встречаемый знак в джайнизме. Как символ святого знания полностью она представлена: собственно С , каждая ветвь к-рой означает о

  • (букв. Самосущий)1) Эпитет Брахмы как первозданного (несозданного) существа. В упанишадах определяет природу Абсолюта — Брахмана.2) Образ бо

  • обладатель сиддхи. См. МАХАСИДДХИ.

  • джива, достигший освобождения (см. МОКША). Отделяясь от "кармического" вещества, С. лишается всех качеств, за исключением "абсолютной праведн

  • в традиции ньяи термин означает "основоположение к.-л. философской школы". Если есть предмет, к-рый можно трактовать по-разному, напр, познан

  • (Дивакара-Чудотворец) — это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махак

  • свящ. колесо. Является символом джайнской веры, присутствующим в каждом храме. С.-ч. изображается в виде восьмилепесткового лотоса. Его цент

  • (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи — паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря прак

  • последователь религии сикхизма. Слово произошло от санскритского "шишья" — "ученик". По традиции считается, что С. — тот, кто следует учению

  • Сикхизм — одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова "шишья" (ученик). По национальной принадлежнос

  • одно из реформаторских движений в сикхизме во вт. пол. XIX — нач. XX в. Просветительская направленность С. с , имевшая целью соц. реформы, стремл

  • 1) Река Инд (в этом значении склоняется, начиная уже с "Ригведы", то в женском, то в мужском роде). В "Ригведе" реке С. и ее притокам посвящен искл

  • (бенг. — Шитола) — одно из имен богини оспы (нередко к нему добавляется слово "мать"). Существуют храмы, посвященные С. В наст, время ежегодно

  • особый праздник джайнов, выражающийся в почитании всех святых. Он проходит дважды в год, весной и осенью, и длится девять дней. В эти дни в хр

  • (Опора) — в Ведах означает космический столп, поддерживающий небо и землю, ось вселенной, воплощает также сущность жизни, Атман. В послеведи

  • (отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий С. — сын Агн

  • (приверженность смрити) — вообще человек, придерживающийся наставлений смрити, ортодоксальный брахман. В ср. века оформилась секта, члены

  • (букв. память) — свящ. Предание, противополагаемое Откровению — шрути. Основой С. считалась традиция, мнение др. мудрецов, дававших свое ист

  • ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь нево

  • легендарный индуистский храм, якобы построенный богом Сомой и посвященный Шиве. С. находился на берегу Аравийского моря на территории совр

  • ("Аштачхап") — поэтич. сообщество членов кришнаитской общины, основанной Валлабхачарьей в первой пол. XVI в. Наиболее знаменитым членом Союза

  • (Расположенный к брахманам) — одно из имен Сканды, подчеркивающее его связь с Агни, имеющего ипостась ведического жертвенного огня, и с вед

  • в "Рамаяне" — сын Солнца, обезьяний царь, верный соратник Рамы в борьбе с Раваной за возвращение Ситы; по истокам образа — возможно, абориге

  • название диска-чакры, оружия Кришны, полученного им, согласно "Махабхарате", от Агни за содействие ему в противостоянии Индре при сожжении л

  • В классическом инд. праве высшая судебная власть принадлежала царю. От его имени мог действовать назначенный им верховный судья (прадвивак

  • поэма гуру Арджуна, вошедшая в Ади Грантх". Считается, что в ней гуру Арджун изложил основные догматы сикхской веры.Е. Успенская

  • мифическая корова изобилия, праматерь коров. Дочь Дакши, одна из жен Кашъяпы; в эпосе именуется также Матерью рудр.В. Эрман

  • (ок. 1478 — ок. 1563) — выдающийся поэт кришнаитского бхакти, последователь Валлабхачарьи, член "Союза восьми поэтов ". Поэтическое наследие С. в

  • (Солнце) — бог солнца. В "Ригведе" его образ малозначителен и слабо антропоморфизован. В послеведийском пантеоне объединяет функции др. сол

  • (букв, нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. С. складывались в рамках школьной традиции, рассчи