Словарь индуизма

  • город в Юж. Индии (штат Тамилнад), древняя столица царства Пандья, известного с IV в. до н. э. Центр тамильской культуры, знаменитый процветавш

  • (1281—1360) —крупный вишнуитский вероучитель и создатель дуалистич. Веданты (см. ДВАЙТА), основатель одной из четырех традиций бхакти — брахма

  • сикхские "неприкасаемые". Провозглашенная сикхскими гуру идея равенства всех людей независимо от касты не сумела уничтожить касту. В сикхс

  • митхуна (букв, чета, пара) — распространенный в иконографии сюжет, изображающий богов и царей вместе с их супругами. В учении шактизма, в тан

  • (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-ка

  • мифич. морское животное, отождествляемое с дельфином, крокодилом или акулой; эмблема Камы.С. Невелева

  • (букв, гирлянда, венок, ожерелье) — важный атрибут в ритуально-праздничном обиходе индуистов, гирлянда из цветочных лепестков, к-рую надева

  • Тирумаль, Майон ("Темный", "Священный Темный") — тамильское наименование Вишну и его аватары — Кришны. В тамильской традиции — брат богини К

  • период жизни Maнy в мифологич. хронологии. В каждой калъпе насчитывается 14 М. по 306 720 тыс. лет в каждой, они разделены большими интервалами. В т

  • название планеты Марс и имя персонифицированного божества, соотносимого с ней. М. считается тождественным Карттикее (он же Кумара, Сканда),

  • 1) Круг, диск; орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями.2) Геометрич. фигура, диаграмма, символизирующая п

  • гора, помещаемая в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обиталище Индры и Куберы; в мифе о пахтании Молочного океана богами и демонамк-асурами

  • территориальная структурная единица сикхской общины в XVI—XVII вв. М. создавались как центры для пропаганды учения гуру Нанака, к-рые организ

  • хинди МАНДИР (местопребывание, обитель, храм) — одно из названий индуистского храма.А. Дубянский

  • (IX в.) — тамильский поэт-шиваит, один из наянаров. В его творчестве традиции южного шиваитского бхакти достигли зрелости и вершины. В поэме "

  • (от корня "ман " — мнить, полагать + орудийный суффикс — тра, т. е. "орудие осуществления психического акта") — сугубо необыденный текст, произ

  • имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный челове

  • наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом ок

  • (Луч) — старший сын Брахмы, отец Кашьяпы, образ, связанный, по-видимому, с солярной мифологией.В. Эрман

  • братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциирую

  • одно из употребительных у сикхов обращений к уважаемому человеку. Букв, "учитель" (с англ.). Из обращений такого типа можно упомянуть также Г

  • (Минанатх, Маччхендранатх) — йогин-нягах, мифический основатель натхапантха (секты "Путь натхов"), один из 84 великих сиддхов. Почитается и ка

  • (Рыба) — одна из первых аватар Вишну в зооморфном облике. Сюжет о рыбе, спасающей от потопа прародителя Ману, впервые появляется в "Шатапатх

  • матх (хижина, место для уединения, храм) — индуистский монастырь, центр региональной системы храмов, возглавляемый авторитетным духовным л

  • город в штате Уттар-Прадеш, на р. Джамне (древняя Ямуна); один из крупнейших центров индуистского паломничества. Ряд нынешних индуистских св

  • город в Тамилнаде недалеко от Мадраса, в прошлом морская столица гос-ва Паллавов. Известен комплексом ранних индуистских скальных и пещерн

  • ("Великое (сказание о битве) потомков Бхараты") — др.-инд. эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиши

  • (великое ведение) — знание о тождестве своего "я " с абсолютным, полученное в личном переживании (в веданте). Вообще — метафизич. знание как с

  • 24-й тиртханкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартх

  • (Великий обет) — обряд, совершаемый в предпоследний день большого ежегодного жертвоприношения сомы. М. также — человек, принявший на себя т

  • (Великий Бог) — один из гл. эпитетов Шивы.В. Эрман

  • (букв. Великое Время) одна из двух ипостасей Шивы, выражающих диалектику времени и вечности. Особой энергией или формой Шивы признается Вре

  • религ. руководители (жрецы) сикхских гурдвар, пользовавшиеся в сикхской общине большим влиянием до нач. XX в.; с 1925 отстранены от управления х

  • приверженцы одного из направлений бхакти в Махараштре, организационно оформленного в замкнутую общину в 60-х гг. XIII в. Чакрадхаром (наст, имя

  • (Великий провидец) — эпитет легендарных мудрецов древности. Иногда определяется их число — 7 (саптариши) или больше и под М. подразумеваютс

  • (мн. ч. — великие осуществившиеся (методами йоги и тантры личности)) — великие йоги VI—XII вв.; обычно называют 84 М. (сакраментальное число). Отк

  • (великий Атман(ом)) — эпитет, к-рым величают высокодуховных, сверхмирских личностей — риши в эпосе, Шри-Кришну в "Бхагавадгите", нек-рых боже

  • (величие, достоинство, величание) — название текстов, посвященных восхвалению богов или святых мест. Как правило, каждая М. посвящена одном

  • великая юга, большой цикл в мифологич. хронологии; подразделяется на более мелкие единицы — юги. 1 махаюга равна 4 югам или 12 тыс. божественн

  • (великое жертвоприношение) — см. ПАНЧА-МАХАЯДЖНА.

  • (Буйвол) — демон в облике буйвола; сын Дити, во главе войска асуров победивший Индру и ставший деспотичным царем вселенной. Чтобы одолеть ег

  • ((Дурга), убивающая асуру Махишу) — название популярной в индуистском искусстве иконографич. темы. В наиб, распространенном варианте богиня

  • одно из наиб, активных и устойчивых неоиндуистских движений, пользующихся популярностью за пределами Индии. Основано в 1966 в г. Лос-Анджелес

  • или СУМЁРУ — мифич. гора, обитель богов, расположенная в центре серединного материка Джамбудвипа; иногда уподобляется чашечке лотоса, лепе

  • 1) Пурва-миманса (прежнее, раннее исследование) — одна из ортодоксальных даршан. Изначальное предметное поле ее — исследование и обоснован

  • (1840—1890) — выдающийся русский индолог: лингвист, историк, фольклорист, этнограф. Исследователь буддизма, опубликовавший ряд важных рукопис

  • (тамильск. Миштчи-амман — "Рыбоглазая") — богиня в г. Мадурай, одно из воплощений Дурги. По одному из мифов — дочь царя Пандья, родившаяся тре

  • (1498—1546/47) — поэтесса, проповедница кришнаитского бхакти. Раджпутская принцесса, вдова махараджи Читтора; из-за нежелания следовать предпи

  • военно-административная единица на контролируемых сикхами территориях в XVIII в., возникшая в ходе борьбы сикхов с Моголами и афганскими зав

  • религиозно-общественная орг-ция, создана в 1897 Свами Вивеканандой. Штаб-квартира в Белуре под Калькуттой (см. БЕЛУР-МАТХ). В соответствии со в

  • бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противоположность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владыч

  • насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, м

  • комплекс мифологич. представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс.

  • (варвар) — слово, обозначавшее в поздневедийский период все племена и народы, стоявшие вне круга арийской, ведийско-брахманской культуры. Т

  • прекрасная обольстительная женщина, героиня нескольких мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик М., когда во вре

  • (букв, голова антилопы) — созвездие и звезда Орион, а также в индийской науке джьотиша — накшатра, или знак зодиака Козерог (иначе называетс

  • (Смерть) — олицетворение смерти, иногда отождествляется с Ямой, иногда выступает как самостоятельное божество, подчиненное Яме.В. Эрман

  • (печать, знак)1) Определенная позиция пальцев руки или обеих рук, имеющая магич. смысл, во время ритуалов (в первую очередь тантристских).2) Со

  • Музыкальный звук в Индии издревле был связан с представлениями, придающими ему характер силы, творящей и поддерживающей мир. Музыка понима

  • (освобождение) — то же, что мокша.

  • (святой мудрец) — определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл.синонимов, слово несет коннотацию "тот, кто

  • (букв, фигура, облик, воплощение) — в обрядовом контексте индуизма прежде всего изображение божества (обычно скульптурное), в к-рое, как счит

  • (тамильск. юный, ароматный, красивый) — бог охоты, войны, любви у тамилов, сын Коттравей. Культ М. возник в древности среди племен горных охот