Словарь индуизма

  • (Златоверхая), участок Гималайского хребта в районе Камаона; согласно древним мифологич. представлениям, сев. горы служат местопребыванием

  • (Время) — архаич. божество, персонификация циклич. времени (существительное "кала" в санскрите восходит к индо-европ. корню со значением вра

  • (времясловие, доктрина Времени) — мифопоэтич. учение, представлявшее собой, по-видимому, экспликацию пессимистич. и фаталистич. мировоззре

  • (колесо времени) — осн. категория джайнских представлений о "мировой истории". По этим представлениям мир вечен и неизменен, однако условия

  • (Черная), иначе Махакали (т. е. Великая Кали), также Шьяма (Черная) — одно из имен супруги Шивы. В образе К. воплощается наиб, грозная сторона ха

  • великий поэт и драматург древней Индии, творчество к-рого относят к V в. н. э. (в инд. Традиции — к I в. до н. э.). Согласно преданию, К. — брахман п

  • в мифологич. хронологии последняя из 4 юг, "век демона Кали", называемый также "железным веком". Ее продолжительность 1200 (1+ 100 х 2 "время сумерек

  • последняя, согласно канонич. списку, аватара Вишну (откуда его второе имя — Вишнуяшас, Наделенный славой Вишну), относимая обычно к будущем

  • одна из осн. космических единиц времени в мифологич. астрономии.1 К. равна 1000 махаюг или 4320 млн земных лет. К. приравнивается к 1 дню Брахмы, по

  • (кальпатару, кальпадрума) — в индийской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры.А. Дубянс

  • (на ардхамагадхи — Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сутра", или "Брихатсадхукальпа-сутра") — пятый и древнейший текст из группы Чхеда-су

  • 1) Желание, чувственная страсть, наслаждение как одна из "трех целей человека" (тршарга), наряду с дхармой и артхой. Ассоциируется с Нанди (Нан

  • (букв. Корова желания) — волшебная корова, исполняющая все желания владеющего ею. Принадлежала мудрецу Васиштхе, послужила причиной раздор

  • см. КАМА-ШАСТРА.

  • дисциплина (шастра), предметом к-рой является чувственное наслаждение (кама). Истоки традиции К. связаны с сакрализацией эротики в инд. рели

  • (Камбанадан, Камбанадальвар) — прозвище великого индийского (тамильского) поэта. Наст, имя, биография, точное время жизни (в пределах с IX по X

  • в индуизме пережиток одного из древнейших верований. Проявляется преимуществ, в форме поклонения местным божествам, а именно богинямматер

  • легендарный основатель филос. школы вайшешика, автор "Вайшешикасутр". Ближе неизвестен.А. Парибок

  • (Каньчи, Каччи) — один из самых священных городов индуизма, место многочисл. паломничества. Расположен в штате Тамилнад. Столица гос-ва Палл

  • 1) "Дев ственница" — эпитет богини, одно из воплощений Парвати в южноиндийском цикле мифов. Богиня побеждает асуру Бану на берегу Южного мор

  • (букв, "чаша для подаяний, череп") — название древней шиваитской секты, возможно, ответвившейся от пашупата. Ее члены поклонялись Бхайраве и

  • (капалин) —1)(Носящий) череп — член секты капала.2) Один из эпитетов Шивы.А. Дубянский

  • то же, что капалика.

  • единодушно признаваемый традицией, но вполне легендарный основатель философии санкхъя. Вероятно, историческое лицо, жил прежде Будды.Прип

  • (поступок, деяние, ритуал) — по общеинд. представлениям, отвергаемым лишь в локаяте, закон причинно-следственной зависимости, обусловливаю

  • (путь (ритуально чистых) деяний) — в древней культуре праведный экзотерический путь ария, заключающийся в следовании своей дхарме, отправл

  • сын Суръи-Солнца и Кунти, матери главных героев "Махабхараты" — "Юдхиштхиры, Арджуны и Бхимасены, рожденный ею до брака с Панду и усыновленн

  • (рожденный от Криттик) — прозвище Сканды, обозначающее его связь с женами шестерых риши.А. Дубянский

  • (португ. casta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных за

  • Наиб, ранним источником сведений о пестром кастовом составе ранней сикхской общины, главенствующая роль в к-рой принадлежала торговой кас

  • мистериальная танцевальная драма Кералы. Возникла в XVII в. на основе классич. театра Кералы куддияттам. Для К. характерны следование классич

  • название одной из важнейших сект в Южной Индии. Ее приверженцы считают Кумару, или Сканду, высшим божеством и посвящают себя служению лишь

  • потомки царя Куру из Лунной династии, общее название царского рода куру, или бхаратов (см. БХАРАТА), к-рое в эпосе определяет преимуществ, сы

  • лицо, к-рому традиция приписывает авторство "Аршхашастры". Возможно, первоначальная форма имени — Кауталья (принадлежащий к готре Кутала),

  • см. ВАРАНАСИ.

  • (букв, черепаха) — в Ведах упоминаеется как мудрец или как класс; мифич. существ, направляющих путь солнца. В брахманах К. в образе черепахи т

  • демон, олищетворяющий мифич. 9-ю планету или точку пересечения орбит, отождествляется с хвостом дцракона-Раху, обезглавленного Вишну; счита

  • удале ние волос с головы, включая бороду и усы, у джайнских аскетов. В отличие от буддистов, джайнские аскеты не употребляли бритву и, в отли

  • одна из двух основных групп сикхов — К. и сахадждхари. См. ХАЛЬСА.Е. Успенская

  • в послеведийской мифологии — класс полубожественных существ; К. обитатели гор и лесов, изображаются как люди с конскими головами, сладкозв

  • (восхваление) — форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается

  • (от англ. communal — общинный) — религ. шовинизм в поликонфессиональной стране. Исходным для идеологии К. является отождествление понятий "наци

  • селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Сурьи). Построено в XIII в. царем Нарасимхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архи

  • объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. период. Считается, что Брахма создал К. в один день с брах

  • Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства — акаши, и к-рый недоступен для восприятия и про

  • в развитых мифологич. системах комплекс религ.-филос. представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и

  • (Убийственная) — богиня войны, победы, охоты у древних тамилов, воплощение разрушительного аспекта сексуальной женской энергии. Культ сопр

  • в мифологич. хронологии 1-я из 4 юг. Она длится 4800 (4000 + 400 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 1 728 000 человеческих. Отражает представление

  • созвездие Плеяд, называемое уже в Ведах. Имеет важное значение в мифологии индуизма. Персонифицирует 6 из 7 жен семи мифических риши (саптар

  • (Черный) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях:1) как племенной герой, сын царя вришниев Васудэвы от Дэва

  • одно из са мых значит, самостоятельных направлений в вишнуизме. В его основе лежит почитание Кришны — аватары Вишну. Оно восходит к древним

  • (или раслила) — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Кришны. Ее происхождение видят в эпизоде кришнаитского мифа, к

  • Джидду (псевдоним Алсион) — индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), уме

  • бог богатства, владыка Севера (см. ЛОКАПАЛЫ), повелитель якшей и др. горных духов, сводный брат Раваны, к-рый изгнал его с принадлежавшего пре

  • 1) Большая патриархальная семья в Индии. Играла особенно большую роль в социально-экономич. и ритуальной жизни в древности. Глава семьи (кул

  • (букв, божество рода) — объект коллективного, семейно-родового почитания у индуистов. Входит в число 3 осн. божественных персон — наряду с л

  • (юноша, дитя) — популярный мифологич. персонаж, глубоко укорененный в индуизме. К. — одно из имен Сканды, Карттикеи, "юного бога". В мифах даны

  • (VII в.) — виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и перв

  • (праздник (букв, ярмарка) сосуда) — празднество, справляемое раз в 12 лет при опред. астрономич. обстоятельствах в нескольких свящ. городах Ин

  • известный также под именем Падманандин — джайнский философ, выходец из Юж. Индии (Андхры?), жил в I в. н. э. или во II—II I вв. н. э. К. был одним из п

  • в тантре символ особого рода созидательной латентной энергии, находящейся в основании позвоночного столба и воображаемой в виде змеи, све

  • (Черепаха) — аватара Вишну (в "Шатапатха-фялсмане" — Праджапати) в зооморфном облике, символизирующем, в соответствии с ранними космологич.

  • царь Лунной династии, общий предок обоих ветвей правящего рода "Махабхараты".С. Невелева

  • (Поле Куру) — священная земля индуизма, расположенная между реками Сарасвати (совр. Сарсути) и Дришадвати (Читанг) в сев. части совр. штата Ха

  • (дарбха)1) Свящ. трава (Роа cynosoroides Retz.). Относится к роду осоковых (типа нашего мятлика), употребляется в религиозных и ритуально-магич. церемо

  • селение в Центральной Индии (штат Мадхья Прадеш), где сохранилась группа храмов, построенных в X—XI вв. при династии Чанделлов выдающейся ар

  • имя бога, составляющего вместе с Мхасобой и Биробой тройку богов, широко распространенных на Декане и генетич. связанных с единым протобож

  • влиятельная торговая каста в сикхской общине, претендующая на кшатрийское происхождение. Все сикхские гуру были К. В отличие от джатов мн.

  • члены второй по статусу варны в древней Индии. Дхармой К. была охрана подданных (по др. источникам — война и управление). К. не признавали сво