Онлайн-калькулятор призвания

Словарь индуизма

  • (1783—1855) — создатель движения ниранкари. Основал в 1851 секту Ниранкари дарбар. Д. мечтал возродить сикхизм первых гуру, он не принимал нововв

  • разряд демонов-асуров, сыновей Дити (откуда их название) от Кашьяпы; противники богов, они объединяются с данавами, своими сводными братьям

  • мужские божества, соответствующие дакини.Н. Краснодембская

  • демонические и полубожественные существа женского рода, в индуистском тантризме и фольклоре спутницы богини Кали. Едят сырое мясо и харак

  • в Ведах — один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах "Ригведы" это имя носит божество, принимающее черты бога-отца,

  • 1) Вознаграждение брахману за совершение обряда. В Ведах Д. придается мистическое значение, позднее легенды упоминают сказочно щедрых царе

  • (Южный образ) — благой образ Шивы как аскета (йогина) и наставника, воплощающий высшее знание и магическую силу йоги, к-рыми разрушаются узы,

  • четвертый дисциплинарный обет джайнов: обет подаяния (см. ШИКША-ВРАТЫ).А. Дюранов

  • демоны-асуры, рожденные Дану (отсюда название), дочерью Дакши и младшей сестрой Дити, от Кашьяпы; объединяются с дайтьями как враждебная бог

  • (букв, палка, дубина) — архаический символ власти и силы (в т. ч. иногда и сексуальной мощи). К царям и нек-рым богам по традиции прилагался эпи

  • (1615—1659) — мыслитель и ученый, сын и наследник могольского императора Шах Джахана. В трактате "Маджмуа ал-бахрайн" ("Слияние океанов") отстаив

  • (видение) — гл. цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также с

  • ((интеллектуальное, духовное) видение, взгляды (на сущее)) — в Индии, начиная с последних веков до н. э., форма существования, воспроизводства

  • в "Ригведе" определенно выступают и как некие демоны, и как аборигены Сев. Индии, враждебные племенам арийских завоевателей. Арийские боги И

  • (Дашара, Дашахра)1) Праздник, отмечаемый в Вост. Индии (прежде всего, в Бенгалии) в месяце джетх (джъештха: май—июнь) в память о нисхождении Га

  • (десятиименные) — монахи-шиваиты, духовные наследники Шанкарачарьи, относящиеся к 10 орденам, созданным его учениками (по нек-рым данным, са

  • царь Солнечной династии, правивший в Айодхье; после совершения жертвенного обряда бездетным царем у него появляется четыре сына, и в их чис

  • (1824—1883) — релит, реформатор, основатель об-ва "Арья самадж". Домонашеское имя, по-видимому, Мульшанкар Тивари, место рождения Д. С. также точн

  • (двоичность), или двайта-вада (дуализм) — филос.-теологич. доктрина Мадхвы, крупного вероучителя ведан Дваркаты. Теистическая реакция на адв

  • в мифологич. хронологии третья из 4 юг. Она длится 2400 (2000 + 200 х 2 "время сумерек") "божественных лет" или 864000 человеческих. По сравнению с предыд

  • (Дварака, Дварика, Дваравати) — город в штате Гуджарат на берегу Аравийского моря, на зап. п-ова Катхиавар, место паломничества индуистов. Го

  • ("дваждырожденный") — название лица, принадлежащего к одной из первых трех варн в др.-инд. об-ве, а именно к брахманам, кшатриям и вайшьям. Вто

  • остров или континент — в индийской мифологии одно из подразделений земного мира. Число Д. обычно — 7 (иногда 4). Главный из них, центр мира, —

  • молитвенный дом, монастырь сикхской секты удаси.Е. Успенская

  • один из древнейших культов в Индии; засвидетельствован со времен протоиндийской цивилизации. Дерево на платформе, окруженное оградой, был

  • (Матерь вселенной) — один из эпитетов Дурги.В. Эрман

  • (Владыка мира) — воплощение Кришны, местный бог в штате Орисса, приобретший общеинд. значение. Его храм в г. Пури — знаменитый центр паломни

  • (англ. Juggernaut) — искаженное имя Джаганнатх. Слово "Д. " (или колесница Д.) используется в европ. языках для обозначения неумолимо надвигающейся

  • принятое в социологии, лит-ре название системы взаимного обслуживания членами разных каст друг друга на определенной огранич. территории.

  • (ок. IV—III вв. до н. э.) — автор "Миманса-сутр", основного текста системы (щрва)миманса. Др. сведений нет.А. Парибок

  • центр по изучению джайнизма в Бихаре. Основан в 1906. Имеет богатую коллекцию джайнских рукописей, насчитывающую шесть тысяч манускриптов; и

  • Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося н

  • в эпико-пуранической космографии — имеющий форму лотоса один из 7 материков (континентов), разделенных 7 морями. См. ДВИПА.С. Невелева

  • царь Лунной династии, правнук Арджуны, одного из героев "Махабхараты", к-рая связывает свое первое исполнение брахманом-риши Вайшампаяной с

  • памятник панджабской житийной лит-ры XVII—XVIII вв., содержащий рассказы об эпизодах из жизни основателя сикхизма гуру Нанака. "Джанам означае

  • (букв. область, занятая народностью) — гос. образование, обычно племенное княжество. В текстах сер. I тыс. до н. э. упоминается несколько десят

  • (правильнее "Бхаратия джан сангх" — "Союз индийского народа") — политич. партия, создана в 1951, самораспустилась в 1977, воссоздана как Бхаратия

  • (рождение, в значении "принадлежность к группе по рождению") — каста или подкаста, наименьшая эндогамная группа в Индии на многих индоевроп.

  • (процессия) — инд. музыкальная драма, возникшая в XVI в. в Бенгалии и Ориссе. Традицию Д. возводят к деятельности вишнуитского проповедника Ча

  • один из представителей общинной организации у сикхов — руководитель общины при храме, глава группы верующих.Е. Успенская

  • численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что Д. — пастушеские племена, к-рые пр

  • (от корня жить, быть живу) — первоначально "жизненное начало в человеке", затем терминологически уточнено как "индивидуальный дух конечного

  • в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействи

  • (вживе ос вободившийся (от сансары)) — святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы, преодолевший

  • (санскр. победитель) — титул, к-рый в инд. религиях, наряду с термином буддха — пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нир

  • (Светила) — третье из четырех осн. классов джайнских божеств, в к-рый входят следующие роды: солнца, луны, планеты, созвездия — "лунные дома" (

  • (путь (к) сверхрациональной интуиции, знания единого) — один из типов духовного пути в традиции. Считается, что Веды в целом содержат настав

  • (старейшая, набольшая)1) местная богиня, популярная в Южной Индии, а также в Бенгалии, Ориссе и др. Почитается также под именем Сигналы, богин

  • джьотиша-шястра (см. АСТРОНОМИЯ (АСТРОЛОГИЯ)) — одна из древнейших традиционных наук Индии, посвящ. изучению небесных тел и светил и того вл

  • (от джавали — ряд светильников) — праздник, прибл. соседствующий с осенним равноденствием и сбором осеннего урожая, а также окончанием сез

  • праздник, единый для джайнов и индусов, проходящий в окт.—нояб. В дни празднования Д. зажигают тысячи светильников в домах и на улицах. Джай

  • осн. направления джайнизма. Разногласия, случавшиеся в джайнской общине еще при жизни Махавиры, привели к расколу, и с кон. I в. н. э. утвердил

  • в ведийской традиции — индивидуальное посвящение, к-рому подвергается жертвователь (яджамана) перед началом жертвоприношения сомы. В веди

  • (1271/1275—1296) — философ, поэт, основоположник формального выражения бхакти в Махараштре — традиции варкари. Создал первый в филос.-религ. исто

  • супруга пятерых братьев Пандавов, героев "Махабхараты", дочь царя панчалов Друпады, появившаяся на свет из алтаря; считается воплощением Шр

  • (букв, удаленная, недосягаемая) — супруга Шивы, воплощение его энергии (шакти); одна из самых популярных богинь в индуизме, под именем Дэви о

  • (Неодолимый) — главный из 100 братьев-Кауравов, соперников Пандавов героев "Махабхарапгы", наследник престола, злоупотребляющий привязаннос

  • (от корня "дхар" — поддерживать) — то, на чем держится (нечто — или мир, общество) — важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, ко

  • др.-инд. тексты, принадлежащие литературе о дхарме (см. ДХАРМА-ШАСТРЫ). Посвящены изложению повседневных религ. обязанностей (дхармы) "дважды

  • санскр. сочинения, посвящ. изложению осн. заповедей индуизма, правильного поведения — дхармы. В широком смысле к Д. причисляют и ведийские у

  • в "Махабхарате" слепой царь, сын риши Вьясы, брат царя Панду, отец 100 Кауравов и родной дядя Пандавов, на попечении к-рого те остаются после см

  • (от "дхьяй" — "(умо)зреть" с процессуальным суффиксом, т. е. умозрение как процесс/состояние) — термин теории йоги как методов работы с сознан

  • (Небо) — одно из древнейших божеств ведийского пантеона, образ Д., бога-отца (Д.-питар — "Небоотец", ср. греч. "Зеус-патер", лат. "Юпитер", "Диеспи

  • бог; слово, родственное обозначениям божества в ряде др. индоевроп. языков, одинаково образованным от основы со значением "небо" и глагола "с

  • (рабыня бога) — искусная в танце, пении, музыке служительница культа в индуистских храмах, обслуживавшая храмовые ритуалы (праздничные и по

  • божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайнская не противопоставляет мифологич. типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. лиш

  • супруга Васудэвы, мать Кришны, выступающая иногда как воплощение Адити, прародительницы богов.С. Невелева

  • мир богов (небо); в ранних космологических представлениях о тройственном составе вселенной противопоставляется миру людей (земле) и миру д

  • ((письмо) божественного города) — поздняя форма письменности нагари, восходящая к письму брахми (складывалась с VII—VIII вв.); утвердилась как

  • (тамильск. гирлянда богу) — название первых 7 сборников "Тирумурей", комплекса шиваитской поэзии бхакти на тамильск. языке. Их авторы — знам

  • (др.-инд. "божество") — в др.-инд. мифологии божество, существо божественной природы. Это обозначение относится как к богам вообще (во мн. числ

  • путь богов, к-рым идут после смерти к вечному блаженству очистившиеся от грехов и познавшие высшую истину (упанишады).В. Эрман

  • богиня, чаще всего богиня-мать. В шиваитской мифологии употребляется для обозначения супруги Шивы, или Шакти, персонификации женской ипост