Словарь индуизма

  • (букв, испивание силы / энергии) — ведийский торжеств, обряд традиции шраута. Совершался царем для обретения статуса миродержца (чакраварти

  • в ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, "перун") громовержца Индры в его борьбе с асурами. В. описывается обычно как бр

  • одно из редких имен Вишну, а в поздней индуистской космологии — название его местопребывания, "неба", помещаемого на вершине горы Меру, в це

  • (Посвященный всем богам) — обряд ведийского ритуала, совершаемый утром и вечером и (обязательно) перед полуденной трапезой; заключается в п

  • (от "вишеша", т. е. философия различий) — одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с нъяей. В лит-ре школы древние "Вайшешика-сутры" име

  • (от "виш" — народ) — члены третьей из четырех варн в древней Индии. К ней принадлежало большинство населения. Занятиями В. считались земледе

  • (Ветер) — древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и раз

  • община кришнаитских бхактов, основанная Валлабхачаръей. См. ПУШТИ-МАРГ.

  • (1478 — 1530) — мыслитель и проповедник кришнаитского бхакти, автор комментариев к "Бхагавата-пуране" и трактатов "Сиддхантарахасья" и "Анубхаш

  • последователи Валлабхачарьи, члены секты пушти-марг.

  • Мудрец-риши, адикави, т. е. "первый поэт", к-рому приписывается авторство санскритского эпоса "Рамаяна", первого произведения в поэтич. стиле

  • "переходная" (от зооморфных к антропоморфным) аватара Вишну, нисхождение его на землю в образе карлика. Корни этой аватары восходят к ригвед

  • лесной отшельник, 3-я возрастная ступень в законе четырех стадий жизни ( варна-ашрама-дхарма). Согласно закону домохозяин, дожив до седых вол

  • (раз (в году) паломничество совершающие) — последователи махараштранской разновидности общеиндийского религ.-реформаторского течения бха

  • (вид, род, цвет) — название четырех социальных общностей, или рангов, на к-рые делилось население древней Индии. В совокупности В. представля

  • закон периодов жизни, согласно к-рому человек, принадлежащий к одной из 3 высших варн (брахман, кшатрий, вайшья), должен вести сначала жизнь у

  • один из самых древних и значит, богов ведийского пантеона (см. ВЕДЫ), возглавляющий группу Адитья вместе с братом Митрой; оба воплощают маги

  • мифич. мудрец. В. приписывается 7-я книга "Ригведы". Позднее В. — один из "семи мудрецов" (саптариши), отождествляемых со звездами Большой Медв

  • группа второстепенных ведийских божеств, олицетворений природных феноменов, возглавляемая Индрой, к-рый в нее не входит. В нее включаются 8

  • имя отца Кришны, царя Лунной династии, главы ядавов, к-рый приходится братом Кунти — матери Пандавов; так же (в силу отсутствия в русском язы

  • см. БАЛАДЭВА

  • царь нагов, пребывающих в подземном мире паталы змеев-оборотней, облик к-рых в "низшей" мифологии индуизма принимают локальные божества, св

  • лицо, к-рому традиция приписывает создание "Камасутры " — краткого изложения кама-шастры.А. Вигасин

  • (букв, носитель) — зооморфный или растительный атрибут бога, на к-ром он восседает, возлежит или передвигается. В индуистской мифологии и ик

  • (букв. Речь) — ведийское божество, персонификация свящ. слова. В брахманах рассказывается о борьбе богов и гандхарвов за обладание В., высту

  • (букв. Владыка речи) — эпитет, применяемый в Ведах к разл. богам, чаще всего к Брихаспати.В. Эрман

  • (букв, члены Вед) — цикл ритуальной и научной лит-ры, примыкающий к Ведам, но формально в канон не входящий; создавался в осн. в V—II вв. до н. э.

  • (букв, завершение Вед) — одна из ортодоксальных даршан; в сущности, родовое название целого ряда традиций философско-религ. мысли, объединя

  • см. "БРАХМА-СУТРЫ".

  • жертвенный алтарь, возвышение (иногда углубление), устланное свящ. травой (см. БАРХИС), на к-рую совершаются возлияния; там же находятся сосу

  • (букв, знание) — древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция припис

  • (Владыка гор Венката; известен также под именами Шриниваса Перумаль, Баладжи, Ежумалеиян) — местный бог в Тирупати, почитающийся как воплощ

  • злой дух, вселяющийся в мертвое тело, вампир. В. появляются на кладбищах и полях сражений. Упоминаются впервые в пуранах и лит-ре классич. пе

  • манифестация сверхобычной силы, состоящей из 8 выдающихся способностей (напр., превращение в сверхмалые и сверхвеликие объемы, утрата веса,

  • брак, супружество) — свадебный обряд. Древнеиндийские тексты содержат описание т. н. 8 форм брака: "брахма" — девушку выдают с приданым замуж

  • (1869—1902) — выдающийся религ.-общественный деятель. Домонашеское имя Нарендранатх Датта. Родился в Калькутте в семье преуспевающего адвокат

  • (от префикса "ви-", соответствующего рус. рази корня "джня-" — знать) — начиная с упанишад, противопоставляется джняне как знание о многом, ра

  • (букв, ведение) — внерациональное знание, понимаемое в разных контекстах как компетенция в умениях и искусствах; мистич. и магич. знание, т.

  • люди и божества, обладающие магическими познаниями.А. Терентьев

  • полубоги, спутники Индры или Куберы, известные своей красотой, изменением облика по желанию, свободными контактами с людьми и способностью

  • 16 богинь магических познаний: Рохини, Праджняпти, Ваджрашринкхала, Кулишанкуша, Чакрешвари, Нарадатта, Кали, Махакали, Гаури, Гандхари, Сарв

  • эра, принятое в Северной Индии (с 58—57 гг. до н. э.) летосчисление; согласно преданию, установлена в ознаменование победы над скифами царя, нос

  • 1) В мифологии небесная колесница-дворец, доставляющая на землю посланцев богов.2) Название южного типа храма, для к-рого характерно наличие

  • (Устранитель препятствий) — эпитет Ганеши.

  • одно из воплощений Шивы (согласно нек-рым версиям — его сын). В пуранах изображается как страшное чудовище с тысячью голов, явившееся из уст

  • (др.-инд. сияющий или распространяющийся) — в древнеинд. мифологии олицетворение женского творч. начала. В "Ригведе" (X, 90, 5) В. родилась от Пур

  • см. ЛИНГАЯТЫ.

  • центральный объект поклонения в традиции варкари. Исторически — пастушеское божество дравидского происхождения, культ к-рого был абсорби

  • (XVI в.) — мыслитель и проповедник кришнаитского бхакти, сын и духовный наследник Валлабхачарьи. Возглавил после смерти отца общину Пушти-ма

  • или ВИШВЕДЭВЫ (букв. все боги) — группа божеств пантеона "Ригведы", где она иногда выделяется среди прочих, включая 10 членов: Васу, Сатья, Кра

  • (Всесоздатель) — в Ведах — эпитет нескольких богов, к-рым приписывается космогонич. функция, но преимущественно — Праджапати (см. ВЕДЫ), поз

  • ведийский мудрец-риши (ему и его потомкам приписывается создание 3-й мандалы "Ригведы"); по рождению — кшатрий, подвижничеством добившийся с

  • (др -инд — обладающий всеми формами) — в ведийской и индуистской мифологии трехголовое существо демонич. природы, сын Тваштара, похитивший

  • (вада) — ограниченный недуализм (Бога и индивидуального духа) — философско-теологич. учение Рамануджи, крупнейшего теистич. мыслителя веда

  • в "Ригведе " второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. —

  • одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновреме

  • (обет) — древние обряды, празднества в честь Вишну или Шивы, описываемые в пуранах.В. Эрман

  • 1) члены высшей варны, утратившие свой статус из-за неисполнения очистит, обрядов;2) лица, рожденные от брака кшатрийки и шудры;3) общее назван

  • лесистая местность в Матхуре (штат Уттар-Прадеш), святыня индуистов, с к-рой связываются юные годы Кришны, жившего там среди пастухов под им

  • (др.-инд. букв, затор, преграда) — в др.-инд. мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек; олицетворение косного, хаотич. принци

  • (анализ форм) — традиционное индийское языкознание, в основе — изучение санскрита. Создалось уже в VII—VI вв. до н. э. из потребностей ведийск

  • (блуждающие) — второе из четырех племен джайнских божеств, обитающее гл. обр. между срединным миром и землей Ратнапрабха."Блуждающие" божес

  • (букв. Разделитель (единой некогда Веды)) — согласно древней традиции, "автор" "Махабхараты" и пуран, создатель философии веданты. Его полное