Словарь индуизма

  • (ок. V — ок. II вв. до н. э.) — имя создателя "Брахма-сутр", систематизатора учения упанишад.А. Парибок

  • центр паломничества в Гималаях (штат Уттар-Прадеш). Индусы относя! Б. к 4 наиболее почитаемым священным местам (Б., Дварка, Пури и Рамешварам).

  • см. БАЛАРАМА.

  • ("Противо-Васудэва", именуемый также ПРАТИШАТРУ) — триада "героев", 9 раз появляющаяся в числе "63 замечательных людей" (см. ШАЛАКА-ПУРУША) на ка

  • Баладэва — в эпико-пуранич. традиции — старший брат Кришны Васудэвы, популярный образ кришнаизма, в к-ром он иногда рассматривается в числ

  • иначе Махабали — добродетельный царь дайтьев, благодаря своему благочестию получивший господство над всеми тремя мирами (трилока). По пор

  • жертвоприношение пищи духам-бхутам, животным и птицам, одно из обязат. ежедневных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастх

  • см. НЬЯГРОДХА.

  • (1890—1952) — индолог, один из пионеров изучения новоиндийских языков в СССР. Выпускник Киевского ун-та, в аспирантуре в Киеве, затем в С.-Петерб

  • жертвенная подстилка из священной травы куша (дарбха). покрывавшая место обряда, прежде всего алтарь (веди): на нее совершались жертвенные в

  • (баул, бенгал. — "безумный", имеется в виду "безумный от любви к богу") — бенгальская мистич. эзотерическая секта. Ее члены — обычно жители се

  • в джайнской мифологии сын Ришабхи, первого тиртханкара. Он предавался суровой аскезе, беря тяжелые обеты, напр, долго стоял на одном месте,

  • (искаж. португ. bailadeira — танцовщица, франц. bayadera) — европ. название храмовых танцовщиц. См. ДЭВАДАСИ.А. Дубянский

  • штаб-квартира монашеского ордена последователей Рамакришны и религ.-общественной орг-ции "Миссия Рамакришны". Б. м. расположен в дистрикте

  • см. ВАРАНАСИ.

  • бэль — Aegle Marmelos, вид дикой яблони, плоды к-рой используются в народной медицине, а листья — в религ. церемониях, посвященных Шиве.С. Невелева

  • область на севере Индии (зап. часть р-на Матхуры, Вриндавана), связанная с культом Кришны, места, где разворачиваются события кришнаитского

  • один из 3-х верховных богов индуизма, бог — творец и отец др. богов, Прародитель (Питамаха) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в

  • (от санскр. Корня "расти") — в древнейших ритуальных текстах — священное слово, молитва. Затем значение быстро спиритуализируется, и уже в р

  • (др.-инд. — яйцо Брахмы) — в древнеинд. мифологии и умозрении вселенная Брахмы, возникшая из космич. яйца, плававшего в первозданных водах. Б

  • ступень в развитии ре лиг. мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени

  • высшая варна в древнеиндийском об-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздават

  • (объяснение Брахмана) — часть ведийского канона, шрути (см. ВЕДЫ), прозаич. тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, р

  • (также "Веданта-сутры", "Шарирака-сутры", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. V— II вв. до н. э.) — один из фундаментальных, наряду с упанишадами

  • ученик; первая возрастная ступень в 4 стадиях жизни (ашрама). Юноши трех высших варн вступали в нее после совершения обряда инициации (упана

  • (Об щество (почитания) Брахмана") — религ. реформаторское об-во, созданное в 1828 Раммоханом Роем в Калькутте. В деятельности "Б . с." получили во

  • божественный жрец, в "Ригведе" именуемый также Брахманаспати (Господин молитвы) и почитаемый как бог — покровитель свящ. слова и жертвоприн

  • историч. основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: "пробудившийся (к пониманию реальности)"; имя при рождении — Гаутама Сидд

  • основанная историческим Буддой в V в. до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территори

  • в общеязыковом значении — интеллект. Важный термин антропологии во всех даршанах, понимаемый по-разному согласно различиям онтологии. В в

  • название планеты Меркурий, а также имя персонифицированного божества, соотносимого с этой планетой в астрологич. науке народов Южной Азии.

  • (с отрицат. Префиксом — абхава: от санскр. корня bhu — (изменчиво) быть, бывать) — встречающийся во всех даршанах один из важнейших оперативны

  • (во-дворцах-живущие) — первое из четырех осн. племен джайнских божеств, обитающее в Кхарабхаге (за исключ. рода Асура-кумара, живущего в Панк

  • (букв, доля, счастье, а также Владеющий долей и отсюда — Наделитель (счастливой) долей) — ведийское божество из группы Адитья. Б. "правит", "вл

  • (Песнь Господа) — религ.-философская поэма, входящая в 6-ю кн. "Махабхараты", один из гл. текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме

  • (Обладатель благ) — эпитет бога, применяемый в основном к Вишну-Кришне. См. БХАГАВАТ.

  • первоначально, в Ведах, — эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошени

  • одна из восемнадцати великих пуран, посвящена по преимуществу Вишну-Кришне и его аватарам. Была создана на юге Индии предположительно в IX—

  • дравидская богиня, культ к-рой распространен на Малабарском побережье (штат Керала). Почитается под разными именами как сельская ипостась

  • направление в индуизме, возникшее в результате компромисса между развитой идеологией брахманизма и конкретными местными культами; термин

  • песнопения поэтов-проповедников традиции бхакти. Они группируются в тематич. блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой

  • (Ужасный) — божество индуистской, буддийской и джайнской мифологии. Индуистский Б. рожден из крови Шивы и/или является одной из его гневных

  • имя богини, супруги Бхайравы, одна из форм Дурги.

  • (бхакта) — название адепта в движении бхакти.

  • (причастность, преданность, служение (богу)) — одно из центральных понятий в индуизме. В кач-ве концептуального термина встречается впервые

  • (путь бхакти) — путь любви, преданности, один из традиц. способов достижения мокши (наряду с йогой, джняна-маргой и карма-маргой). В "Бхагавад

  • имя царя, от к-рого ведут свое происхождение упоминаемые в "Ригведе" воинств, бхараты; в "Махабхарате " — царь Лунной династии, сын Душьянты и

  • (Страна Бхараты) — древнее название Индии. Впервые встречается в надписи царя Кхаравелы (I в. до н. э.). В "Ваю-" и "Вишну-пуранах" сообщается, чт

  • ("Индийский Брахмо самадж") — об-во, образовавшееся после раскола "Брахмо самадж" в 1866 (см. ШЕН, КЕШОБЧОНДРО).Р. Рыбаков

  • в древнеинд. мифологии богиня, входящая в триаду вместе с Сарасвати и Илой (Идой) и особо тесно связанная с Сарасвати. Как и последняя, Б. — б

  • 1) Великий философ-языковед V в. н. э., создатель философии лингвистич. недуализма (шабдадвайта), согласно к-рой абсолютное начало мира есть сл

  • (также вибхути) — свящ. пепел, важный атрибут шиваитского культа. Рассматривается как агнея, т. е. аспект Агни, и как форма самого Шивы (иногд

  • известный дигамбарский мыслитель VIII в., прославившийся своими победами в диспутах над буддистами. О его жизни почти ничего не известно, лиш

  • (Грозный; усеченная форма имени Бхимасена — Грозное воинство) — один из пяти братьев Пандавов, сыновей Панду и Кунти, царевичей из рода Кур

  • третий дисциплинарный обет (см. ШИКША-ВРАТЫ) в этике джайнизма, содержащий требование допустимого прогрессирующего отказа от всех средств

  • мифич. мудрец, упоминаемый еще в "Ригведе", чьи потомки принесли людям огонь, найденный ими в водах. В послеведийской мифологии Б. причисляет

  • столица штата Орисса, крупный центр шиваизма. Название происходит от эпитета Шивы — Трибхубанешвара (Властитель трех миров). Легенды говор

  • 1) Злые духи, один из низших разрядов демонов. Б. упоминаются уже в упанишадах как вредоносные существа. Они насылают несчастья и болезни на