Словарь индуизма

  • гора Абу — известный джайнский храмовый комплекс на юго-западе Раджастхана, являющийся центром массового паломничества и славящийся неср

  • (от "бхава" с отрицательным префиксом) — "отсутствующее. В вайшешике после Прашастапады — седьмой род реально сущего. Делится на четыре вид

  • жанр маратхской религиозной поэзии. Тематика его разнообразна — от подробностей жизни до философских рассуждений, но главное содержание

  • (домонашеское имя Калипрасад Чандра, 1866—1939) — религ, деятель и мыслитель, один из прямых учеников Рамакришны. Родился в Калькутте в семье п

  • окропление — центральный момент ритуала царского посвящения раджасуя. Жертвователя (царя) окропляли водой из различных рек, налитой в 4 со

  • иштадэвата — личное божество, к-рому поклоняется индуист наряду с божествами местным (грамадэвата) и семейным, или родовым (куладэвата). В о

  • (букв, нисхождение) — воплощение божества на земле. Индуистская концепция А. связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воп

  • шесть ежедневных обязанностей джайна-мирянина: самайика, восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных проступках

  • разновидность др.-инд. религ.-философских текстов, составленных в нач. I тыс. и выделяемых в особый неведийский комплекс. Иногда их причисляю

  • собрание канонич. текстов джайнизма. Предание говорит, что поучения Махавиры собрали его главные ученики, ганадхары, оформив в виде 14 лекци

  • упоминающийся в "Ригведе" в кач-ве создателя ряда гимнов знаменитый мудрец-риши. Родился в кувшине от семени Митры и Варуны. К числу наиб, из

  • (Огонь) — бог огня. В "Ригведе" — второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в ги

  • возлияние на жертвенный огонь молока с жидкой кашей, совершаемое ежедневно утром и вечером, один из важнейших ритуалов Вед, сохранившийся

  • обряд воздвижения алтаря Агни, описываемый подробно в брахманах, где ему придается символич. и мистич. значение, и алтарь отождествляется с

  • 1) Земля или деревня, выделявшаяся царем в качестве дара брахману;2) Квартал или улица, где живут только брахманы.А. Дубянский

  • последователи шиваитского культа Агхорапантха, основанного, по преданию, Горакхнатхом. По нек-рым характерным чертам (поедание трупов, пит

  • (недвоичность, недуализм), также адвайта-веданта — влиятельнейшая школа веданты. Главный ее классик — Шанкара, хотя она явно существовала

  • (нижний мир) — диски семи нижних земель; расположены ниже срединного мира, причем диаметры этих земель тем больше, чем ниже они помещены. Ра

  • (средства к существованию, (правильный) образ жизни) — одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; нек-рые черты учения восста

  • (букв. "Изначальная книга"). Гуру Грантх, Гуру Сахиб — свящ. книга сикхской религии, к-рая содержит соч. сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Дас

  • авторитетный текст джайнов-дигамбаров; содержит жизнеописания 63 джайнских святых, а также легенды, относящиеся к ним. А.-П. была составлена

  • богиня, упоминаемая уже в Ригведе как мать группы богов Адитья; самостоятельной роли почти не играет. Толкуется как персонификация отвлече

  • группа богов, определяемая в Ведах числом 7 или 8; принадлежат к древнейшим в пантеоне (восходят, очевидно, к индоиранскому периоду). В Ведах

  • (дхарма с отрицательным префиксом) — кривда, неправда, беззаконие, бесчинство, нарушение должного.А. Парибок

  • жертвоприношение сомы.

  • жрец, к-рый совершает обрядовые действия при жертвоприношении, сопровождая их чтением яджусов; традиции и компетенции А. принадлежит Яджур

  • (тамил, господин, от санскр. арья) — сельский бог (грамадэвата), связанный с земледелием и плодородием, охранитель селений от демонов. Культ

  • древний город в вост. части штата Уттар-Прадеш, на р. Гогра (Сараю), в окрестностях совр. г. Файзабада. Истории, столица Кошалы, резиденция лег

  • имя полученного при пахтании океана богами и демонами слона Индры, одного из дигнагов, "слонов сторон света", охраняющего Восток.С. Невелева

  • эфир как одна из пяти материальных первостихий (бхута) всегда строго отличен от пространства, т. е. места и ориентации. В вапшешике и ньяе А.

  • четки. Шиваиты делают их обычно из высушенных плодов дерева рудракша (Eleocarpus ganitrus), может быть 14 разновидностей; вишнуиты — из веточек или зе

  • (неуничтожимый)1) В санскритской лингвистической традиции — выделяемая в потоке речи единица, состоящая из гласной и группы предшествующи

  • богиня, олицетворяющая несчастье, неудачу, бедность, злой рок. В нек-рых местах, напр, в Бенгалии, в праздник Наваратри, перед Дурга-пуджей и

  • (санскр. Праяга, хинди Праяг) — один из древнейших и крупнейших центров индуистского паломничества. Наибольшим почитанием пользуется Трив

  • (тамил, "углубленные (в бога)") — наименование 12 тамильских поэтов-вишнуитов, творивших с VI по X в. Их произведения объединены Натхамуни (кон. I

  • (букв, совместное проживание) — ночь новолуния в индийских календарях; считается, что Луна и Солнце сходятся в этот момент в общем "доме". С А

  • гуру (1479—1574) — третий сикхский гуру. Был учеником гуру Ангада, к-рый назначил А. своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет. А.

  • (Мать) — одно из имен богини Дурги, супруги Шивы. В "Махабхарате" А., или Амбика, — одна из трех жен царя Вичитравирьи, в последующем рождении

  • (1891—1956) — видный политич. и религ. деятель Индии, известный реформатор и критик индуизма. Родился в поселке Мхау близ Индора в семье неприка

  • одно из имен Умы, супруги Шивы; в "Махабхарате" — супруга Вичитравирьи, мать царя кауравов Дхритараштры, рожденного ею от Кришны Двайпаяны В

  • амман, аммей (мать) — у дравидских народов общее наименование богинь, к-рые функционируют на двух уровнях: общеиндийском как ипостаси "боги

  • (букв, не-мертвое, ср. греч. "амброзия" со сходным значением) — в архаической мифологии индоариев — напиток, к-рым боги подкрепляют силы, подд

  • Тхакур Амритачандра Сури — известный дигамбарский автор раннего средневековья. Почетный титул "Тхакур", очевидно, указывает на его принад

  • город в штате Пенджаб, один из религиозных центров Индии, свящ. город сикхов. Основан четвертым гуру Рам Дасом в 1577. Город получил название о

  • (без членов (тела)) — эпитет бога любви Камы, к-рый был сожжен дотла огнем лобного глаза Шивы за то, что, пытаясь возбудить в нем любовь к Парв

  • ("Путь радости") — религ.-шовинистическая орг-ция правого толка, создана в 1955 в штате Бихар. Основатель ее — бенгальский брахман П. Р. Саркар,

  • А (букв, бесконечный, беспредельный) — великий змей в индуистской мифологии, всегда сопутствующий Вишну. Участвует в одной из устойчивых ик

  • по толкованию Пакшиласвамина (см. НЬЯЯ), вторичное рассмотрение, т. е. рефлексия, по поводу содержаний, данных нам в чувственном опыте или из

  • гуру (1504—1552) — второй сикхский гуру, был лучшим учеником основателя сикхизма гуру Нанака, к-рый назначил его своим преемником и дал это имя,

  • в джайнизме 8 "опор" правильного воззрения (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА), к-рые включают: отсутствие сомнений относительно истин, исходящих от вс

  • известный в Ведах дивным пением мудрейшим, основатель рода Ангирасов, прославившегося созданием гимнов, в части. IX мандалы "Ригведы ", посвя

  • (искаж. кхмерск. "нокор ват"; прибл. перевод — столичный храм; возможно — первонач. название Врах Вишнулока) — архитектурный храмовый компле

  • мистериальная музыкальная драма Ассама, возникшая в XV в. Создателем А.-н. является вишнуитский проповедник Шанкарадэва, автор многих пьес н

  • пять основных этических обетовневреждения, отказа от ложной речи, воровства, нецеломудрия, привязанности ко всему мирскому.А. Дюранов

  • "доктрина неодносторонности", знаменитая методологич. доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады ("док

  • (нестяжание) — одно из пяти ограничивающих поведенческих предписаний (санскр. "яма"), входящих в первую ступень восьмизвенной йоги. Понимае

  • (букв, движущаяся в водах) — класс мифологич. существ, упоминаемых уже в Ведах. В "Атхарваведе" — демонич. духи леса и вод, подобные славянски

  • (лесная (книга)) — тексты, составляющие один из циклов ведийского канона (между брахманами и упанишадами). Содержание А. составляют в осн. ра

  • 1) Вечернее поклонение богу в индуистских храмах, во время к-рого зажигают бронзовые или глиняные (аратрика) светильники и под чтение мантр

  • гуру (15 апр. 1— 30 мая 1606) — пятый сикхский гуру. Сыграл выдающуюся роль в развитии сикхизма, и жизнь, и мученическая смерть этого великого чел

  • третий по старшинству (после Юдхиштхиры и Бхимасены) сын царя Панду от Кунти, один из Пандавов — героев "Махабхараты". Согласно "небесной" ро

  • манифестация бога Шивы в слиянном с его такты образе; представляется как единое существо, соединяющее в себе мужское и женское начало. В ик

  • близкая к кхатриям торговая каста, представители к-рой заняты в осн. в сфере мелкого бизнеса.Л. Хохлова

  • польза, материальная выгода как одна из "трех целей человека" (триварга) наряду с дхармой и камой. Преимущественное значение придается А. дл

  • санскр сочинение, посвященное различным аспектам деятельности царя. Традиция А. как особой дисциплины формировалась во вт. пол. I тыс. до н.

  • (благосклонный, благородный хозяин) — самоназвание древних индийских и иранских племен. В лит-ре Вед означает "житель Аръявартьи" (страны а

  • (др.-инд. букв, путь, страна благородных — ариев; ед. число арья, во мн. числе — обозначение жителей этой страны) — в др.-инд. мифологии страна,

  • (букв "Общество ариев", но по сути — "Общество просвещенных") — религ.-реформаторское об-во в индуизме. Возникло в Бомбее в 1875, но активную де

  • 1) В общеязыковом смысле — акт сидения, а также предмет, предназначенный для сидения (стул и пр.) и поза сидения.2) В йоге — поза, принимаемая д

  • см. ТАПАС.

  • (букв, неворовство) — одно из пяти ограничивающих поведенческих предписаний (санскр. "яма"), входящих в первую ступень восьмизвенной йоги и

  • первонач. тот, кто утверждает и верит, что есть бытийные, объективные основания нравственности, т. е. есть тот свет и посмертное воздаяние (н

  • Начала зарождаться, по всей вероятности, в каменном веке, когда охотники и собиратели вели наблюдение за звездным небом и движением светил

  • сверхъестеств. существо, дух. В "Ригведе" означает древних богов изначального мира (см. ВЕДЫ), но уже в младших Ведах утверждается в значении

  • так именуют опред. классы божеств, к-рые в джайнизме (в отличие от др. индийских религий) не являются антагонистами прочих божеств. См. ДЭВА и

  • термин, к-рым в джайнизме обозначается нарушение обетов и правильного воззрения (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА). Выделяется по пять нарушений каж

  • в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам се

  • ("Дружеское собрание") — религ.-реформаторский кружок, возникший в 1815 в Калькутте после переезда туда Раммохан Роя. В кружок входило весьма

  • "Книга заклинаний", занимающая особое место среди 4 Вед и связанная не с общеплеменным ритуалом, а преимущ. с домашними обрядами, с к-рыми соч

  • см. ОМ.

  • (Ауробиндо Гхош) — см. ГХОШ АУРОБИНДО.

  • один из 3 священных огней, возжигаемый с вост. стороны; первый, на к-рый совершается жертвенное возлияние при ведическом обряде (см. ГАРХАПАТ

  • (невреждение) — одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, призн

  • ритуал очищения тела перед совершением пуджи, чтением Вед, принятием пищи, а также после произнесения лживых слов, соприкосновения с нечис

  • духовный вероучитель и одновр. профессор. В отличие от гуру, А. означает либо интеллектуально признанного главу духовной традиции (напр., нь

  • жертвоприношение коня. Древнейшее отражение этой практики — гимны "Ригведы" (1.162 и 163); детальные описания даны в "Шатапатха-фахманв", "Вадж.а.

  • (букв, стоянка коня) — дерево Ficus Religiosa Linn; один из индийских видов смоковницы, издревле окруженный религ. почитанием. Уже на печатях цивилиз

  • (букв. Конники) — двое божеств, братьев-близнецов; в Ведах ассоциируются с предрассветными и вечерними сумерками; входят в число 33 богов вед

  • 1) Место уединения риши, аскета или отшельника, лесная обитель.2) Наименование стадий, на к-рые делилась жизнь индуистов, принадлежащих к тре

  • см. "СОЮЗ ВОСЬМИ ПОЭТОВ".

  • (наука долголетия) — традиционная медицина, согласно преданию воспринятая людьми от бога врачевания Дханвантари, к-рый получил ее от Брахм

  • (ок. V — ок. II вв. до н. э.) — имя создателя "Брахма-сутр", систематизатора учения упанишад.А. Парибок

  • центр паломничества в Гималаях (штат Уттар-Прадеш). Индусы относя! Б. к 4 наиболее почитаемым священным местам (Б., Дварка, Пури и Рамешварам).

  • см. БАЛАРАМА.

  • ("Противо-Васудэва", именуемый также ПРАТИШАТРУ) — триада "героев", 9 раз появляющаяся в числе "63 замечательных людей" (см. ШАЛАКА-ПУРУША) на ка

  • Баладэва — в эпико-пуранич. традиции — старший брат Кришны Васудэвы, популярный образ кришнаизма, в к-ром он иногда рассматривается в числ

  • иначе Махабали — добродетельный царь дайтьев, благодаря своему благочестию получивший господство над всеми тремя мирами (трилока). По пор

  • жертвоприношение пищи духам-бхутам, животным и птицам, одно из обязат. ежедневных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастх

  • см. НЬЯГРОДХА.

  • (1890—1952) — индолог, один из пионеров изучения новоиндийских языков в СССР. Выпускник Киевского ун-та, в аспирантуре в Киеве, затем в С.-Петерб