Словарь буддизма

  • — см. Космология буддизма

  • (яп.— таймицу) — эзотерич. доктрины, сложившиеся в рамках догматики школы Тэндай-сю, что отражало стремление ее идеологов к синтезу разл. т

  • (яп. — таймицу) — эзотерич. доктрины, сложившиеся в рамках догматики школы Тэндай-сю, что отражало стремление ее идеологов к синтезу разл. т

  • (1573-1645) — яп. монах школы Риндзай-сю. Принял монашество только в возрасте 32 лет. Был настоятелем храмов Нансюдзи (в Сакаи) и Дайтокудзи, однов

  • тхангка, кутханг (тиб., букв. «свиток») — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевы

  • (тиб., букв. «свиток») — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или

  • (санскр., дословно «непрерывность», «поток (психики)») — 1. Одно из названий ваджраяны: 2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами счи

  • — см. Ваджраяна

  • (санскр.), тапа (пали) — аскетизм, к-рый какое-то время практиковал Будда во время поисков просветления, а затем отверг как бесполезный. — Н. А

  • (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) — досл. «спасительница», наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким

  • Дараната Гунга Ньинбо (1575-1634) — тиб. историк, крупный религ. деятель, знаток санскрита; восстанавливал и собирал памятники истории Тибета. Е

  • (1575—1634) —тиб. историк, крупный религ. деятель, знаток санскрита; восстанавливал и собирал памятники истории Тибета. Его переводы санскр. гр

  • (санскр., дословно «так ушедший, так пришедший» ) — титул, к-рый в инд. религиях наряду с термином будда (буддха) — «просветленный» применялс

  • (санскр., букв. «таковость») — термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной природы всех вещей, т. е. аб

  • Дашилхунбо (тиб.) — монастырь школы гелугпа в Зап. Тибете. Его основал в 1447 Гедундуб (1391-1475), племянник и ученик Цзонхавы. До сер. 20 в. — резиде

  • (тиб.) — монастырь школы гелугпа в Зап. Тибете. Его основал в 1447 Гедундуб (1391—1475), племянник и ученик Цзонхавы. До сер. 20 в.— резиденция панчх

  • адм. центр Сурхан-дарьинской обл. на юге Узбекистана, в 10 км к западу от к-рого находится городище Старого Термеза — остатки города, разруше

  • (тиб. «Бардо тодол» — букв. — «Освобождение благодаря слушанию в переходном состоянии») — цикл ритуальных текстов, к-рые лама читает умира

  • (дословно — «три корзины»), палийский канон — полный свод свящ. текстов буддизма. Санскр. версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объем

  • — см. Космология буддизма.

  • — один из крупнейших и известнейших будд. храмов, построенных в Японии в раннее средневековье. В сер. 8 в. был фактич. гл. гос-венным храмом, х

  • (тайск. «Повествование о трех мирах») — один из немногих будд. трактатов по космологии, космогонии и космографии. Автором трактата считаетс

  • (санскр.) — правило трехаспектности для среднего термина в выводе, в формулировке Дигнаги гласящее, что правильный средний термин должен: 1)

  • (кит. — саньди, яп. — сантай) — характеристики сущности всех вещей и явлений в догматике школ Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответв

  • (санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая-видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элемент

  • (санскр.), Тилаккхана (пали) — «три признака» буддизма, отличающие его от др. религий: признание непостоянства (анитья — санскр., аничча — па

  • — см. Типитака.

  • — канонич. тексты одного из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке — амидаизма. 1) «Сутра о неисчислимой (по времени) жизни». В ней

  • Михаил Израилевич (1893-1943) — сов. востоковед, индолог и буддолог. Преподавал бенгальский язык, занимался проблемами будд.логики. С 1927 по 1936 ра

  • (1893—1943) —сов. востоковед, индолог и буддолог. Преподавал бенгальский язык, занимался проблемами будд.логики. С 1927 по 1936 работал в МНР снача

  • трулку, тюлькю (тиб., букв. «тело воплощения»), хутухта (монг.) _тиб. разновидность общей теории реинкарнации (перевоплощения); возникает в 14 в.

  • (тиб., букв. «тело воплощения»), хутухта (монг.) -тиб. разновидность общей теории реинкарнации (перевоплощения); возникает в 14 в. в школе черно

  • (тиб.), чанда (санскр.) — первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате «Шаданга-йога»; предполагает, что, соср

  • (Tucci) Джузеппе (1894 — 1984) — выдающийся итал. ученый, исследователь истории религии и философии инд. субконтинента и Тибета, специалист по архе

  • (1894 -1984) - выдающийся итал. ученый, исследователь истории религии и философии инд. субконтинента и Тибета, специалист по археологии Ирана и Г

  • (санскр.), Тусита (пали) — см. Космология буддизма.

  • (1230-1291) — вьет. буддист. Принадлежал к высшей вьетской знати, мирское имя — Чан Тунг. Он был верующим мирянином, одним из наиб. образованных б

  • — вьет. будд. школа, основанная в 1069 кит. монахом Тхао Дыонгом (Цао Таном) из Чжецзяна. Из Китая он перебрался в Тямпу, к-рая в 1069 подверглась н

  • (пали). — Самая ранняя школа в буддизме, к-рую образовали наиб. фанатичные последователи Будды сразу после его смерти. Они стремились сохран

  • (1890 — 1963) — вьет. монах. Род. в провинции Кханьхоа (Цент. Вьетнам), в возрасте 15 лет стал послушником, в 20 — принял постриг. В 1935 возглавил орг-ц

  • -яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Сайтё. Прообразом Т.-с. являлась кит. Тяньтай-цзун. Т.-с., опираясь на поддержку императ. двора, бы

  • — кит. будд. школа, доктринально и организационно оформившаяся в 6 в. благодаря усилиям монаха Чжии и его учеников. Название свое Т-ц. получи