Онлайн-калькулятор призвания

Словарь буддизма

  • (яп.) — категория ср.-век. яп. эстетики, ассоциирующаяся с древностью, одиночеством, спокойствием и отстраненностью. Значение термина меняло

  • (санскр.) — вера;считается осн. фактором на пути к просветлению, нирване, ибо, согл. будд. учению, С. порождает энергию (вирия), энергия ведет к

  • СИННЁ ЭН (Сад истинной сущности) — необудд. движение в Японии, основанное в 1936 приверженцем школы Сингон-сю Ито Синдзё. Единственное среди в

  • (посмертное имя Дэнгё-дайси; 767-822) — яп. будд. монах, основатель школы Тэндай-сю, одна из наиб. заметных фигур в истории яп. буддизма. С. — выхо

  • (тиб., от названия монастыря, выстроенного на земле светлого цвета — «са кья») — школа тиб. буддизма, возникла в монастыре Сакья (основан в 107

  • (санскр.) — состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним

  • (санскр., пали) — проницательность, мудрость, усвоение истины, необходимые для достижения трех высших ступеней архатства. Для достижения С.

  • (санскр.) — «тело блаженства», одно из трех (наряду с космич. и феноменальным) тел Будды. Эта ипостась — вклад в концепцию «трех тел Будды» шк

  • (санскр., в будд. традиции — «те, к-рые живут в согласии»; саммитийя — «те, к-рые являются уравновешенными»; самитийя, пали, дословно — «те, к-

  • (совместное монотонное песнопение) — собрание монахов, на к-рых происходит восстановление и корректировка по памяти канонич. текстов; поэт

  • (санскр., дословно «общество») — будд. община, членами к-рой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином С. можно обозначить вс

  • — первая из яп. будд. школ, возникла в 7 в. Прообразом С.-с. послужила кит. Саньлунь-цзун. С.-с. представляла собой объединение ученых монахов. Н

  • (санскр., дословно «блуждание», «переход через разл. состояния», «круговорот») — в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бы

  • — кит. будд. школа, основанная в кон. 6 в. монахом Цзиззаном. Учение С.-ц. базируетс на филос. и догматических положениях шуньявады (мадхьямики

  • (санскр., в будд. традиции «те, к — рые проповедуют учение о том,что все существует» (сарвам асти), иначе хетувада — «проповедующие причину»)

  • — место, где Будда произнес первую проповедь; находится недалеко от Бепареса. В палийском каноне фигурирует как «Олений парк у Исипатаны».

  • (яп.), (кит. — у) — «пробуждение», озарение, просветление; в дзэнской традиции цент. и наивысшая цель религ. практики. Поскольку все люди изнач

  • (санскр., в будд. традиции — «те, кто признает авторитет сутр») — самая поздняя школа ветви стхавиравада, возникшая ок. 2 в. до н. э. Последоват

  • будд монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан ваном Мунму в 656 на месте погребения его жены. Строительство было окончательно заверш

  • (санскр. — от «су» — прекрасный и «асти» — быть) — др.-инд. знак благоденствия, процветания. С. представляет собой крест с загнутыми ветвями,

  • («Sacred Books of the Buddhists») — серия публикаций будд. текстов, включающих «Джатакамала» и «Диалоги Будды». Основана известным индологом Максом Мюл

  • («Sacred Books of the East») — серия, основана Максом Мюллером, публикуется в Oxford University Press. Булл. тексты опубликованы в №№ К), 11, 13, 17, 19, 20, 21, 35, 36 и 49. Н. А.

  • Борис Владимирович (1900-1979) — сов. востоковед, тибетолог и буддолог, автор 65 науч. работ и ответственный редактор более 10 востоковедных сборн

  • (1900—1979) — сов. востоковед, тибетолог и буддолог, автор 65 науч. работ и ответственный редактор более 10 востоковедных сборников, специалист в

  • см. ситифукудзин

  • (они же — семь жертв, семь атрибутов монарха) — в будд. мифологии — то, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. В их число входят:

  • (санскр., дословно «совершенный») — в инд. традиции (индуистской, джайнской, буддийской) человек, достигший совершенства, владеющий 8 сверхъ

  • (санскр.), Сиддхаттха (пали) — личное имя Будды; букв. перевод — «тот, чья цель достигнута». — Н. А. Канаева

  • -яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Кукаем. Базисными текстами С.-с. являются Махавайрочана-сутра и Ваджрасекхара-сутра. Учение С.-

  • см. сад истинной сущности

  • (посмертное имя Кэнсин-дайси; 1173-1262) — яп. будд. монах, основатель школы Дзёдо-синсю, одна из наиболее заметных фигур в истории яп. буддизма. П

  • (яп. — ситифукудзин) — в яп. мифологии божества (Эбису, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон, Бэнсайтэн), приносящие счастье и да

  • (санскр.), кхандха (пали). В абхидхармич. лит-ре тхеравады природа С. объясняется с помощью закона зависимого происхождения. Доказывается, чт

  • (санскр., пали марана) — посл. звено в цепи «колеса жизни», когда происходит оставление телесной формы (рупа) и др. оболочек. Для буддистов С.

  • (санскр.), сати (пали) — внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути». На этой стадии адепт буддизма учится концентрирова

  • (Об-во создания ценностей) — наиб. влият. среди необудд. движений в Японии. Основано Макигути Цунэ-сабуро в 1937. Распущено властями в 1943 за отк

  • — будд. храм в Корее (гос-во Обьедин. Силла). Единств. в мире искусств. пещерный будд. храм. Создан в 712_764 неподалеку от г. Кёнджу на вершине гор

  • (пали, букв. — «тот,кто вступил в поток») — первый из 4 путей к освобождению.Отсюда сотапатти — вступление в поток, или тот,кто видит нирвану.

  • — см. Буддизм в Японии, Дзэн.

  • Сонцен Гамбо-тиб. царь (627-650), с именем к-рого связывается превращение буддизма в гос. религию, объединение страны, перенесение столицы в Лха

  • —тиб. царь (627—650), с именем к-рого связывается превращение буддизма в гос. религию, объединение страны, перенесение столицы в Лхасу, создани

  • (яп. сокусин дзёбуцу) одно из краеугольных догматич. положений учения школы Сингон-сю, сформулированных ее основателем монахом Кукаем. Возм

  • (санскр., дословно — вершина, верхушка, тиб. чортен,монг. сувраг, яп. сутоба) — в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным ку

  • (иначе Тхеравада, пали, буквально — «проповедующие со слов старейшин») — самая древняя из 18 школ, сохранившая в своей традиции наиб. архаич

  • (Suzuki) Дайсэцу Тэйтаро (1870-1966). Выдающийся яп. буддолог. Наст. имя С. — Тэйтаро, Дайсэцу — его псевдоним. В 1892 окончил филологич. фак-т Токийског

  • (1870—1966). Выдающийся яп. буддолог. Наст. имя С.— Тэйтаро, Дайсэцу — его псевдоним. В 1892 окончил филологич. фак-т Токийского ун-та. Прошел обуче

  • (санскр.) — в будд. мифологии «счастливая страна», «чистая земля», сотворенная буддой Амитабхой, часто называемая в лит-ре по аналогии с хри

  • (монг.) — кумирня, храм небольшого размера в Монголии, Бурятии, Туве. — Н. Л. Жуковская

  • (санскр.), сутта (пали) — букв., нить, на к-рую нанизаны жемчужины; лит. жанр, к к-рому относятся произведения, состоящие из отд. афоризмов. — Н.

  • — см. Лотосовая сутра.

  • — см. Сутра.

  • (пали) — одно из старейших в палийск. каноне (см. Типитака) и наиб. популярных собраний сутр, написанных стихами и прозой. Самые известные сут

  • — одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Виная-питакой и Абхидхамма-питакой (см. Типитака). — Н. Л. Жуковская

  • (Школа четырех трактатов), иначе-саньлунь цзун (Школа трех трактатов) — школа будд. философии, основанная в кон. 6 в. Цзицзаном благодаря нали

  • (Школа винаи в четырех частях), иначе — Сянбу-цзун (по названию области Сянчжоу, где была создана) — одно из направлений школы Люй-цзун. Осно

  • (яп.; кит. — цзун) — принятое в Японии (Китае) родовое название будд. школ (напр., Санрон-сю, Саньлунь-цзун). — А. Н. Игнатович

  • (602-664) — кит. будд. монах, философ, путешественник, один из крупн. переводчиков санскр. будд. текстов на кит. яз. Вместе со своим учеником Куйцз

  • (яп. — путь овладения сверхъестеств. способностями (силами) — синкретич. течение в яп. буддизме, возникшее в кон. 7 в. Представителями С. явля

  • (574-622) — яп. наследный принц. Многовековая традиция приписывает С.-т. исключит, важную роль в становлении яц. гос-венности и культуры. В будд.