Онлайн-калькулятор призвания

Словарь буддизма

  • Пхагба-лама Лодой-чжалцан (1235-1280) — представитель школы сакьяпа, совершивший обряд инициации в соответствии с Хеваджра-тантрой над кит. имп

  • (1235—1280) — представитель школы сакьяпа, совершивший обряд инициации в соответствии с Хеваджра-тантрой над кит. императором Хубилаем, к-рый,

  • (санскр.), Падмачжунба (тиб.)., Гуру Падма, Гуру римпочхе — персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из стран

  • — могуществ. царская династия, правившая в инд. гос-ве Магадха ок. 740-1197. В период правления П. были созданы замечательные произведения будд.

  • - (Pali Text Sosiety — «Общество палийских текстов») — об-во, основанное в Лондоне в 1881 проф. Рис-Дэвидсом и его женой для публикации латиницей пали

  • (санскр.) (панча джина — пять будд) — белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пя

  • панчен-лама,(санскр.-тиб., букв., «Учитель — великое знание»), или панчхен-римпочхе («Драгоценное великое знание») — согл. тиб. будд. традиции,

  • (санскр.-тиб., букв., «Учитель — великое знание»), или панчхен-римпочхе («Драгоценное великое знание») — согл. тиб. будд. традиции, титул наст

  • (санскр.; букв. «переправа», «средство спасения») — совершенство. К б совершенствам — ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь сос

  • — см. Космология буддизма.

  • (санскр) — состояние окончат. освобождения, достигнутое тем, кто уже никогда не возродится в мире живых существ (см. Нирвана). — Н. А. Канаева

  • (санскр.) — чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом

  • — см. Космология буддизма.

  • (пали, букв. «корзина»). Палийский канон содержал 3 «корзины» (типитика), называемых Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака. Представ

  • Алексей Матвеевич (1851-1920) — рус. монголовед, специалист по истории буддизма в Монголии. Выпускник, а затем преподаватель ф-та вост. языков Сп

  • (1851—1920) — рус. монголовед, специалист по истории буддизма в Монголии. Выпускник, а затем преподаватель ф-та вост. языков Спб. ун-та, с 1899—про

  • 1853 г. — правительств. документ, принятый на основе проекта, разработанного ген.-губ. Вост. Сибири Н. Н. Муравьевым, и данных, представленных р

  • — правительств. документ, принятый на основе проекта, разработанного ген.-губ. Вост. Сибири Н. Н. Муравьевым, и данных, представленных рядом

  • — будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан в 702-736 ваном Сондоком в память его прадеда — вана Тхэджон-Мурёля. Построен в 738. В 771

  • (санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) — одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового д

  • (санскр.) — 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденци

  • (санскр.), паннья (пали) — трансцедентальная мудрость, божеств. интуиция. Одно из 6 совершенств (парамита) и одна из 2-х (наряду с состраданием)

  • (санскр. букв. — запредельная мудрость). Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в к-рой речь идет о «высшей мудрости»), с

  • (санскр., в будд. традиции «те, к-рые проповедуют учение о номинальном») — одна из 18 раннебудд. школ. Возникла ок. 250 до н, э. Согласно будд. пред

  • (санскр.), патимокха (пали) — 227 правил для будд. монахов, к-рые повторялись ими вслух в дни собраний на исповедь (упосатха). Правила перечисле

  • (санскр.), паччека (пали) — «независимый», или «отдельный будда»;мудрец, достигший личного просветления. Он проходит «благородный путь» оди

  • (санскр.) — восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чис

  • (пали) — духи умерших людей. Как отмечается в будд. текстах, они очень уродливы: тонкие конечности, огромный живот, длинный язык, крошечный р

  • не были актуальными для идеологов буддизма до 50-х годов 20 в. Лишь с появлением термояд. оружия и др. средств массового уничтожения эти вопро

  • — см. Бодхи.

  • (санскр.), пуггала (пали) — эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ.-фи

  • — будд. монастырь в Корее (гос. Объедин. Силла). Основан в 751 неподалеку от столицы Силла г. Кёнджу на зап. склоне горы Тхохамсан. На сравнител

  • (иначе Пуббаселийя, Уттарашаила; санскр., в будд. традиции «те, к-рые поселились на Восточной горе») — подшкола чайтики, возникшая одновр. со

  • (яп. — годзан бунгаку) — лит-ра на кит. языке, создававшаяся дзэнскими монахами в Японии в 13-14 вв. Наряду с жизнеописаниями и «записями речей

  • — пагода, каждый этаж к-рой сим-волизирует один из 5 «великих элементов» — землю, воду, огонь, ветер, воздух, рассматривающиеся в эзотерич. б

  • — будды, символизирующие в эзотерич. буддизме четыре стороны света и его середину. В каждой из двух ипостасей бытия («мире чрева» и «мире ал

  • — «задания», к-рые необходимо выполнить бодхисаттве для достижения состояния будды; «путь» бодхисаттвы. После прохождения 50 ступеней, к-ры

  • — (яп. — гохо) — принципы орг-ции пропаганды буддизма, разработанные яп. монахом Нитирэном и применяемые в деятельности нитирэнистских орг

  • — пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в «чистой земле» будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. буд