Словарь буддизма

  • мадхьямака — первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к прадж

  • - первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитск

  • (санскр.; кит, Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) — персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем. и как бодхисаттва, и как будда. Как бодх

  • (санскр.) — иллюзия, обман: в инд. мифологии — способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде фи

  • Цунэсабуро(1871-1944) — основатель Сока кёику гаккай (Педагогич. об-ва создания ценностей, 1937), предтечи крупнейшего необудд. движения совр. Япо

  • (1871—1944) — основатель Сока кёику гаккай (Педагогич. об-ва создания ценностей, 1937), предтечи крупнейшего необудд. движения совр. Японии Сока г

  • (санскр.), Мано (пали) — ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, к-рый осуществляет связь субъекта и объекта. М., по существу, дв

  • (санскр.) — сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, тар, орбита, колесо,

  • (санскр.) — в будд. мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в числ

  • — будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан в 670-х гг. или в 692 ваном Хёсо (известны 2 возможные даты окончания строительства-685 и

  • (санскр., тиб., монг.) — камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД ME ХУМ, стоящие в гоpax, на перевалах, недалеко от мона

  • (санскр., дословно «стих», «заклинание», «волшебство») — магич. формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и

  • — см. Космология буддизма.

  • (санскр.), магга (пали) — путь. Термин обычно используется для обозначения «благородного срединного пути» или «благородного восьмеричногo п

  • (1012-1096), Марпа из Лхобрага, Двагпо Лхачже (лекарь из Двагпо) — гл. фигура во «второй волне» распространения буддизма в Тибете (11 — 12 вв.); трижд

  • - общество. Основано в Калькутте в мае 1891 Анагарикой Дхармапалой. Свою деятельность начало с того, что вернуло в руки буддистов Боддхи Гая

  • — см.Вайрочана.

  • (санскр., букв. «Великая история») — собрание санскр. текстов, принадлежащих хинаянистич. школе махасангхика и созданных ок. 1 в. до н. э. В М. о

  • (санскр.), маха париниббана-сутта (пали) — «Великая сутра об освобождении», большая сутра, содержащая описание перехода Будды в паринирвану

  • (санскр., дословно — «Великая община») — одна из осн. школ раннего буддизма. Ее последователи поддержали «пять положений о несовершенстве а

  • (букв. Большая колесница) — направление в буддизме, иногда называемое «сев. будизмом». Именно этот вариант будд. учения распространился в Т

  • (санскр., в будд. традиции — «устроители Земли», махищасака — «те, к-рые направляют») — самая древняя из 18 школ раннего буддизма. Образовани

  • (санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоен

  • — явление в истории науч. мысли Тибета, тесным образом связанное со всем комплексом знаний, включаемых в систему 10 наук и разработанных соб

  • — древний город возле совр. г. Мары, обл. центра Туркменистана. Здесь в городище Гяур-калы раскопаны остатки будд. комплекса, возникшего в 3 в

  • (санскр.) — самая высокая гора, центр мироздания в инд., позднее — в будд. мифологии и космологии. М. — место обитания высших богов пантеона и

  • (пали) — любовь, активная доброжелательность; одно из 4-х «божеств. состояний», когда сила любви направлена на живые существа. см. также: Бодх

  • Миларайба, Мила (1040-1123) — тиб. поэт-мистик, автор сборника «Гурбум» («Сто тысяч песен»), один из основоположников собственно тиб. будд. поэзии

  • (1040—1123) —тиб. поэт-мистик, автор сборника «Гурбум» («Сто тысяч песен»), один из основоположников собственно тиб. будд. поэзии, ученик Марпы.

  • Иван Павлович (1840-1890) — рус. востоковед-индолог, буддолог, историк, лингвист. Окончив кит.-маньчж. отделение С.-Петерб. ун-та, продолжил свое о

  • (1840—1890) — рус. востоковед-индолог, буддолог, историк, лингвист. Окончив кит.-маньчж. отделение С.-Петерб. ун-та, продолжил свое образование в

  • — реальность условная или истинная, цент. категория учений школ Тяньтай-цзун и Хуаянь-цзун, в к-рых трактовалась, однако, по-разному. В перво

  • — будд. монастырь в Корее (гос-во Пэкче). Находился в совр. уезде Иксан провинции Сев. Чолла. Основан в 600 или 601 в честь будды Майтреи, построй

  • — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающи

  • Учение буддизма в течение мн. веков существовало только в устной форме, что потребовало выработки мнемотехники для изустной передачи будд.

  • (санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаще употребляется в джайнизме, чем в буддизме. — Н

  • В буддизме отношения между монахами, старшими по возрасту и младшими, учителем и учеником, настоятелем и рядовыми членами и т.д.ритуализиро

  • (яп.), вэньда (кит.) — «вопросы — ответы»; специф. практика в дзэн-буддизме. Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще все

  • (тиб., букв. «Великая молитва») — гл. религиозный праздник Тибета; отмечался ежегодно в период празднования Нового года, вплоть до 1959. Учрежд

  • (санскр., пали) — заблуждение, невежество, тупость, слепое увлечение. Один из «4-х огней», к-рые должны быть потушены человеком для достижения

  • (санскр., букв. печать, знак, символ, примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе

  • (1275-1351) — один из самых знаменитых наставников школы Дзэн в Японии. В 1338 выступил инициатором строительства в каждой провинции страны специ

  • (Об-во чудесного познания) — необудд. движение в Японии, созданное в 1951 группой верующих, вышедших из Рэй ю кай. Название заимствовано из 25-й

  • — кор. будд. проповедник 12 в., ставший идеологом и одним из руководителей сепарат. движения в Сев.-Зап. Корее. В его воззрениях значит. место з

  • (1173-1232; известен также под именем Кобэн) — яп. будд. монах, много сделавший для восстановления популярности и влияния школы Кэгон-сю. Был бли