Словарь буддизма

  • (сингал. от санскр. дхатугарбха) — первонач. камера в ступе, где хранились реликвии (предположительно самого Будды); позднее так стала назыв

  • — монастырь яп. школы Риндзай-сю. Основан в 1315, Сохо Мете. В 1333 ему был присвоен 1-й ранг в системе годзан («пяти гор»), но с 1386 Д. вообще не вход

  • (монг., тиб. полностью — вачирдара далай-лама, букв. «держащий ваджру океан-учитель», т. с. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул

  • (Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система

  • (Цаньян Джамцхо, 1683-1706) — духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит.

  • (Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708-1757) — духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в ки

  • (Джамбал Джамцхо, 1758 — 1804) — духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам, по жребию п

  • (Тхубдан Джамцхо, 1876 — 1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец далай-ламы XII;в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил

  • (Данцзин Джамцхо или Агван Лобсан Тенцин-гьяцо, род.1935) — нынешний духовный авторитет буддистов Тибета и территорий, оказавшихся в зоне вли

  • — крупное городище в Сурхандарьинской области (между гг. Термез и Душанбе). Вблизи от него раскопано будд. святилище первых веков н. э., а на

  • (пали, санскр. — даяние; щедрость) — добродетель подаяния милостыни бедным и нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; од

  • Бидия Дандарович (религ. имя — Читта-Ваджра;1914-1974) — сов. буддолог и религ. деятель, признаваемый последователями балагатского движения «Ца

  • (религ. имя — Читта-Ваджра;1914—1974) - сов. буддолог и религ. деятель, признаваемый последователями балагатского движения «Царем учения» (дхар

  • Танчжур (тиб. «Переводы пояснений к сказанному Буддой») — собрание переведенных с санскрита на тибетский текстов, поясняющих проповеди Бу

  • (тиб. «Переводы пояснений к сказанному Буддой») — собрание переведенных с санскрита на тибетский текстов, поясняющих проповеди Будды Шакь

  • (312-385) — один из крупнейших представителей раннеср.-век. южнокит. буддизма. В 12 лет принял монашество. Первонач. учился под руководством будд

  • (701-788) — знаменитый кит. наставник школы Чань. Родом из провинции Сычуань Отличался огромным ростом и недюжинной силой. Наследовал чаньскую

  • (596 _667) выдающийся будд. мыслитель и историограф кит.буддизма. Большую часть жизни провел в горах Чжуннаньшань, почему и получил прозвище На

  • (тиб.) — первонач. в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бур. ламаизме Д. ста

  • (тиб.), Алохань (кит.) — см. Архат.

  • Деважин (тиб.) — см. Сукхавати.

  • (тиб.) - см. Сукхавати.

  • — дерево, под к-рым на Шахьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к вид

  • — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Д. д.

  • — четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ст

  • -определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую ве

  • — первые десять из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение «чистой» веры в учение Будды;2) запоминание всего постигнутого; 3) усердие в п

  • — второй этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых обеспечивает невосприимчивость к разл. рода земным соблазнам (т. е

  • (пали, санскр.) — очень популярное сочинение из канона тхеравады, содержащее 550 историй о прежних рождениях Будды. Как лит. жанр эти истории

  • (монг.) — титул, к-рый носили лица, занимавшие пост главы ламаистской церкви Монголии. Впервые он был присвоен в 1650 далай-ламой V сыну правите

  • (яп. — «сидячая медитация», кит.— цзочань) — одна из двух осн. практик в школе дзэн, требующая от адепта, сидящего в «позе лотоса», концентра

  • — яп. будд. школа амидаистского направления, основанная в 13 в. монахом Иппэном. Согл. догматике Д.-с., моления будды Амиде о возрождении в «чи

  • (сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв. — «великое совершенство») — учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая

  • (яп., кит. чань от санскр. дхьяна, т. е. «медитация») — одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но

  • — одна из ранних яп. будд. школ, аналог кит. Чэнши-цзун. Возникла в Японии одновременно со школой Санрон-сю в 7 в., дочерней школой к-рой и расс

  • яп. будд школа амидаистского направления (см. Амидаизм), осн. в нач. 13 в. монахом Синраном. Выделилась из школы Дзёдо-сю, что нашло отражение в

  • — яп. будд. школа, основанная в кон. 12 в. монахом Хонэном. Идейной базой учения Д.-с. являлся амидаизм. Канонич. тексты школы — т. н. Три сутры о

  • (ок. 450-520) — основатель инд. школы йогачара-мадхьямика и будд.логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистиче

  • (пали) — «История страны»; старейшая историч. хроника Шри-Ланки, составленная в 4 в. н. э. Считается одним из гл. источников по истории страны,

  • (1200-1253) — основатель школы Сото-сю в Японии. В 1223 отправился в Китай, где стал учеником Жуцзина в монастыре Тяньтунсы. По возвращении в 1227 на

  • (от монг. догшин — дикий, необузданный, свирепый, жестокий) — монг. термин для обозначения богов ранга «защитников веры» в ламаистском пант

  • (ум. в 772) — будд. монах, один из главных выразителей теократич. тенденции в раннем яп. буддизме. В теч. неск. лет Д. занимал высший пост в импер

  • (тиб.). Дара Эке (монг.) — см. Тара

  • Агван (1853-1938) — религ. и. политич. деятель Тибета, один из организаторов обновленч. движения в Бурятии, Калмыкии и Туве; основатель будд. храм

  • (1853—1938)— религ. и. политич. деятель Тибета, один из организаторов обновленч. движения в Бурятии, Калмыкии и Туве; основатель будд. храма в Пе

  • (тиб.), докшиты (монг.) — группа из восьми божеств; входит в разряд чхойкьонг, или «защитников учения», почитаются все вместе или по отдельнос

  • (тиб.) — см. Калачакра.

  • — см. Трилакшана.

  • — город в сев.-зап. части совр. провинции Ганьсу. В древности — важный торговый центр Великого шелкового пути, одно из первых мест распростр

  • Фашунь (557-640) — кит. будд. монах, согласно традиции — основатель школы Хуаянь-цзун. Род. в районе совр. г. Сиань (провинция Шэнь-си). В 18 лет при

  • (557-640) - кит. будд. монах, согласно традиции — основатель школы Хуаянь-цзун. Род. в районе совр. г. Сиань (провинция Шэнь-си). В 18 лет принял мона

  • (пали) — «Путь буддийской доктрины»; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенны

  • (пали; букв. «приведение в движение Колеса Закона», или «Проповедь о создании Царства справедливости») — 1-я проповедь Будды после его просв

  • (санскр., в будд. традиции «те, к-рые защищают дхарму», дхармагупта — «те, к-рых защищает дхарма») — подшкола махищасаки, возникшая в результ

  • ДХАРМА (санскр.), ДХАММА (пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин упо

  • (санскр.) — одно из 3-х (наряду с «телом блаженства» и «феноменальным») тел Будды — космическое; Будда как онтологич. категория (см. Трикая). —

  • (ок. 560-650 или позднее) — инд. философ, логик и поэт. Вместе с Дигнагой заложил основы будд. логики. Родился в брахманской семье в Тримала на юг

  • (санскр., тиб.чхойкьонг, монг. чойджин,докшит) — в будд. мифологии боги — защитники будд. учения и его последователей. Категория Д. очень расп

  • — небольшой городок в предгорьях Гималаев в инд. штате Химачал Прадеш, ставший ставкой далай-ламы XIV после его бегства из оккупир. Китаем Ти

  • (пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном шк

  • Дхарматрата — представитель школы йогачара в Индии. Э. Фраувальнер датирует его жизнь 750-810, С. Ч. Видьябхушана полагает, что он жил лет на 60 п

  • - представитель школы йогачара в Индии. Э. Фраувальнер датирует его жизнь 750-810, С. Ч. Видьябхушана полагает, что он жил лет на 60 позже. Сведени

  • (санскр., в будд. традиции «те, к рые являются последователями архата Дхармоттары») — подшкола ватсипутрии, возникшая ок. 150 до н. э. Д. расшир

  • (пали) — букв. корень, элементы, классы элементов. В будд. писаниях термин имеет неск. значений: 1) четыре всеобщих элемента вещества (земля, в

  • — термин, не существующий в будд. традиции и использовавшийся нек-рыми востоковедами нач. с 19 в. для обозначения бодхисаттв, принадлежащих

  • — термин, не существующий в будд. традиции и не соответствующий нормам санскрита; был введен в востоковедческую лит-ру в 19 в. для обозначени

  • Александра (1868-1969) — франц. путешественница, исследовательница Цент. Азии; начиная с 1893 предприняла ряд экспедиций в Индию, Китай, Тибет; пер

  • (1868—1969) — франц. путешественница, исследовательница Цент. Азии; начиная с 1893 предприняла ряд экспедиций в Индию, Китай, Тибет; первая из евр

  • (яп.) — «мастер (от санкр. «ачарья»),передающий Закон». Титул, присваиваемый монахам школ эзотерич. буддизма, к-рые благодаря своей учености