Словарь буддизма

  • (до крещения Б. Цультим) (?-1873) — лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьева-

  • (до крещения Б. Цультим) (?—1873) — лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьев

  • (? — 1939) — ученый-востоковед, врач — специалист по медицине тибетской. Племянник А. А. и П. А. Бадмаевых, продолжавший их дело уже в советское

  • (до крещения Б. Жамсаран) (1849-1920) — младший брат А. А. Бадмаева, крупный специалист по медицине тибетской, занимавшийся врачебной практикой в

  • (Общество Белого Лотоса), позднее — банляньцзун или баиляньцзяо (Школа Белого Лотоса; Учение Белого Лотоса) — первонач. одно из направлений

  • (Монастырь Белой лошади) — один из древнейших будд. монастырей в Китае. Расположен в 12-ти км к востоку от г. Лояна (пров. Хэнань). По традиц. пр

  • Хуайхай (720 — 814) — кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем пе

  • (720 - 814) — кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем первого нез

  • (кит. — Школа Белого Облака) — одна из школ в кит. буддизме Хуаянь-цзун. Основана монахом Кун Цинцзюэ (1043 — 1121) и получила название от его оби

  • — устоявшийся в научной литературе неверный термин для обозначения движения в бур. ламаизме, возникшего в нач. 20 в. по инициативе ламы Кижи

  • (монг.) — низшая монаш. степень в ламаизме, послушник, принявший 5 обетов. — Н. Л. Жуковская

  • (тиб.; санскр. — антарабхава — «промежуточное состояние») — обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и посл

  • (санскр., в будд. традиции «те, кто много слышал», иначе «ученые, эрудиты») — одна из школ раннего буддизма из ветви махасингхика. Возникла ок

  • (Bibliotheca Buddhica) — общее заглавие серии собрания ориг. и переводных будд. текстов, к-рая была организована рус. востоковедом С. Ф. Ольденбургом.

  • (544 — 480 до н. э.) — правитель гос-ва Магадха в Др. Индии, один из первых последователей Будды (см. История буддизма, Буддизм в Индии. — Н. Л. Жуко

  • Елена Петровна (1831-1891) — рус. дворянка, прожившая значит. часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мисти

  • (1831—1891) —рус. дворянка, прожившая значит. часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе («Разо

  • (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская пропо

  • срединный путь (маджджхима-патипада) — путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветле

  • (BIyth) Реджинальд Хорас (1898-1964) — англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последова

  • (1898—1964) — англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последователь Д. Т. Судзуки. Вп

  • (1870 1924) — последний глава ламаистской, церкви Монголии, восьмой по счету носитель титула джебцзун-дамбахутухта. После провозглашения в 1911 а

  • (санскр., пали, дословно — «пробуждение», «просветление») — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духов

  • — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи,  под к-рым оно произошло, бодхисаттва - личность, стремящаяся к состо

  • (ум. 528) — согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с

  • (санскр., буквально «существо, стремящееся к просветлению») — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и дости

  • — короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра -паддхати» — коммента

  • (тиб., букв. — заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования

  • (от яп. бодзу) — главный монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин

  • — будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял

  • (имя — эпитет) — основоположник буддизма. Слово «будда» является производным от санскр. корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает пе

  • — доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее сущностное тождество Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргумен

  • — доктринальное положение буддизма {махаяны), утверждающее сущностное тождество  Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргуме

  • — реальная историческая личность..Во всяком случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии, на основании сохр

  • Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап.

  • склады вается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхарт

  • Первое древнекхмерское гос-во Бапном (кит.Фунань, 2—6 вв.) складывалось под влиянием южноинд. культуры. Во 2 в. здесь появились махаянистские

  • Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там будд. проповедников еще в 3 в. до н. э., однако они не могу

  • Буддизм проник в Корею во вт. пол. 4 в. Первым из трех существовавших в то время на Корейском полуострове гос-в, где он начал распространяться

  • Буддизм существовал на этой территории еще до образования первого лаосского гос-ва Лансанг. В Лансанге буддизм как господств. религия вклю

  • (Бирма). Согл. мест. традиции, в 3 в. до н. э. царь Ашока отправил двух будд. миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай, где они создали общину толка

  • Согл. мест. традиции, в 3 в. до н. э. царь Ашока отправил двух будд. миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай, где они создали общину толка тхерав

  • Поскольку территория совр. Непала долгое время входила в состав гос-в, управлявшихся инд. правителями, ранняя история буддизма в Непале тес

  • От первых веков распространения буддизма но Вьетнаме сохранилось крайне мало лит. или эпиграфических памятников. Содержащиеся в кит. исто

  • Традиционные районы России, где живут буддисты, — Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны пред

  • Как сообщают ср.-век. кит., арабские, персидские и иные авторы, до утверждения на территории совр. Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана,

  • Буддизм появился в США на рубеже 19 и 20 вв.; его последователями и пропагандистами были в осн. иммигранты из Японии, Китая, Кореи, буддисты-мис

  • Представители разл. школ буддизма обосновались на терр. совр. Таиланда задолго до ее заселения тайскими народами. Местная будд. традиция св

  • формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, к-рые постепенно проникают на его территорию из Индии, Цент. Азии, Китая. В процессе своего

  • Сведения о распространении буддизма на о-ве основываются на местных мифах, легендах и историч. хрониках. Согласно им, Будда посетил о-в, на к

  • Согласно офиц. яп. хроникам, будд. учение впервые было принесено в Японию в 552 кор. проповедниками из Пэкче, но совр. исследователи склоняютс

  • Буддизм — это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным кам

  • Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число ег

  • относится к махаяне и был занесен на остров кит. эмигрантами после падения династии Мин (17 в.). Постепенно на Тайване сложилась новая форма н

  • представляет собой вероисповедание мн. этнических групп, к-рые объединены общим регионом проживания, но входят в разные гос-ва или имеют со

  • Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники будд

  • Хотя «благородный», «срединный» путь, указанный Буддой, считался эффективным только для членов сангхи, существование буддийской общины и

  • — знаменат. дни в странах, где исповедуется буддизм. Они вписываются в опред. среду, функционируют в ее культурной традиции и, соответствен

  • — первый в Европе будд. храм, построенный в 1910-1915 на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные г

  • - печатный орган Азиатской буддийской конференции за мир. Ставит цели: способствовать развитию будд. учения; освещать деятельность штаб-кв

  • (5-6 вв.) — будд. философ из Южн. Индии, последователь Нагарджуны и Арьядевы, развивавший логико — полем. учение мадхьямики. Он усовершенствов

  • Будон Римпочхе, Бу лоцзава (1290-1364) — тиб. будд. монах из монастыря Шалу, знаменитый переводчик, историк, редактор и кодификатор тиб. будд. кан

  • (1290-1364) — тиб. будд. монах из монастыря Шалу, знаменитый переводчик, историк, редактор и кодификатор тиб. будд. канона: Ганджур («Переводы ска

  • (тюрк., монг.) — тюрко-монг. модификация термина «будда», возможно, образовавшаяся через форму «будда-хан». В мифологии тюрк. и монг. народов

  • (Об-во возносящих Будде молитвы о покровительстве) — необудд. движение в Японии, возникшее в 1950 на базе отколовшейся от Рэй ю кай группы вер

  • Бхавья — (6 в.) — видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики — подшколы махаянской философи

  • - (6 в.) — видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики — подшколы махаянской философии. Б. осп

  • (санскр., в будд. традиции «те, к-рые следуют по пути ачарьи Бхадры») — подшкола ватсипутрии,образовалась ок. 150 до н. э. Б. значительно дополни

  • (пали) — невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т. д.— В. И. Корнев