Словарь буддизма

  • см. Азиатская буддийская конференция за мир.

  • — будд. монастырь, основан в 29 до н.э. на северной окраине г. Анурадхапура (Ланка). Этот монастырь был оплотом махаянистов, которые вели борьб

  • (санскр.), абхиньня (пали) — сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при к-ром проявляются шесть способност

  • одна из трех осн. частей будд канона наряду с Сутта-питакой и Виная-питакой (см. Типитака) . Н.Л. Жуковская

  • (санскр.) абхидхамма (пали) — третий и последний после Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона. Его полное название — Абхидхарма-пит

  • (санскр. кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сос

  • (санскр.), авиджя (пали) — невежество, синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет

  • Буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, будь то слово учителя, монаха, священного текста, комментатора и т.д. Учение Будды м

  • (1779-1838) — идеолог и основатель обновленческого движения в монг. ламаизме. Настоятель столичного монастыря Гандантекчинлинг, представитель

  • (тиб название — Даши Лхундублинг) — ламаистский монастырь в Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламой Ринченом

  • — одна из наиб. популярных т. н. новых религий Японии, делающих упор на религ. фундаментализм, мистицизм, разл. виды магии. Основана в 1978 Кири

  • — см. Космология буддизма.

  • — комплекс пещерных храмов в горах Аджанты на плоскогорье Декана (Цент. Индия), созданные во 2 в. до н. э. — 7 в. н. э. Здесь было 27 жилых пещер, в

  • — холм в 12 км к сев.-вост. от г. Курган-Тюбе в Вахшской долине (Южн. Таджикистан), образовавшийся на месте будд. монастыря 7 — нач. 8 в. Раскопки

  • (санскр.) — в мифологии махаяны и ваджраяны осмысляется как «изначальный будда», т. е. персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. Неясн

  • (АБКМ) — международная неправительств. орг-ция буддистов стран Азии, основанная в 1970. Штаб-квартира находится в монастыре Гандантекчинлинг

  • — международная неправительств. орг-ция буддистов стран Азии, основанная в 1970. Штаб-квартира находится в монастыре Гандантекчинлинг в Ула

  • — урочище на правом берегу Амударьи, в 10 км к востоку от г. Термеза, на юге Узбекистана, с остатками древнего поселения. Здесь раскопаны два

  • — городище в Чуйской долине на сев. Киргизии, к востоку от г. Фрунзе, где раскопаны два будд. храмовых комплекса 6-8 вв. Первый представлял соб

  • (пали) — неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являются черная свинья, красный п

  • (санскр.) — будда в мифологии махаяны и виджраяны, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. Впервые упоминается в текстах первых веков д

  • (санскр — сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) — единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накаплив

  • — место вблизи Мадраса (Индия), где сохранились образцы будд. изобразительного искусства 2 в. до н. э. — 3 в. н. э. (рельефы на ограде и цоколе ст

  • Амар хийд — будд. монастырь в Монголии, заложенный в 1728 по приказу маньчж. императора в качестве усыпальницы умершего в 1723 Ундур-гэгэна, пер

  • — будд. монастырь в Монголии, заложенный в 1728 по приказу маньчж. императора в качестве усыпальницы умершего в 1723 Ундур-гэгэна, первого глав

  • Бим Рао (1891-1956) — обществ. и политич. деятель Индии. Входил в законодательную ассамблею Бомбея, был министром юстиции центр. пр-ва, участнико

  • (1891—1956) — обществ. и политич. деятель Индии. Входил в законодательную ассамблею Бомбея, был министром юстиции центр. пр-ва, участником разр

  • (яп.),Одпагме (тиб.) — см. Амитабха.

  • (иногда Амидизм) — одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5-6 вв. в Китае. Получило название по и

  • (санскр.) — будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение «неизмеримого света». В текстах хинаяны о нем нет упоминаний. Культ его воз

  • (санскр.) — один из будд в будд. мифологии, олицетворение непогрешимой истины. В текстах махаяны и хинаяны не упоминается; в ваджраяне — оди

  • (705 — 774) — инд. будд. монах, переселившийся в 720 в Китай и получивший там имя Букун. Один из ведущих теоретиков и практиков эзотерич. буддизма.

  • Тхера (р. 1918) — глава непальских буддистов. В 1936 получил посвящение в будд. монахи в г. Кушинаре. В 1940 стал махатхерой (т. е. великим тхерой) на

  • (р. 1918) - глава непальских буддистов. В 1936 получил посвящение в будд. монахи в г. Кушинаре. В 1940 стал махатхерой (т. е. великим тхерой) на Шри-Лан

  • — двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик, к-рый сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет. После смерти Будды со слов А. был

  • — см. Трилакшана.

  • — комплекс религ. сооружений 12 в. в джунглях Камбоджи. Наиб. известен в этом комплексе Ангкорский храм, одно из красивейших сооружений в мир

  • (санскр.), аничча (пали) — непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание (дукк

  • (санскр. — вывод) — в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится ка

  • — древняя столица Шри-Ланки. Основана в 437 до н. э. Во времена нашествия тамилов в 1 тыс. н. а. мн. города сев. части о-ва были разрушены, в их чис

  • (иначе Апараселийя, Махаванаселийя; санскр., в будд. традиции — «те, к-рые поселились на Западной горе») — подшкола чайтики. А. образовалась

  • (санскр. букв. — исключение, отделение, различение) — концепция о чисто относит. или отрицат. значении всех слов. Впервые эта концепция выдв

  • — см. Космология буддизма.

  • (санскр., пали арахат, дословно «достойный») — человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наи

  • (3 в.) — крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к-рым путешеств

  • Ачарьяшура (ок. 4 в.) — поэт, автор известной поэмы «Джатакамала» (Гирлянда джатак), называемой также «Бодхисаттва — авадана — мала», посвящ

  • (ок. 4 в.) — поэт, автор известной поэмы «Джатакамала» (Гирлянда джатак), называемой также «Бодхисаттва - авадана -мала», посвященной поучите

  • (санскр. — «поза») — ряд фиксированных в будд. традиции положений ног и тела. Одни позы используются для медитации, напр. поза со скрещен. но

  • (4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йогачара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том чи

  • — практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1

  • — см. Космология буддизма.

  • (санскр., пали) — персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низверг

  • Дипанкара Шри Джняна (санскр.), Джово МармезаднаПалЕшей (тиб.) (982 — 1054) — инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствов

  • (санскр.), Джово МармезаднаПалЕшей (тиб.) (982 - 1054)— инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствовал по Тибету. С его имен

  • (санскр.), атта (пали) — букв «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность», «Я» — одна из осн. к

  • (ок. 80 — 150) — инд. философ и поэт. Его считали величайшим поэтом Индии до Калидасы (5 в.) и отцом санскр. драмы. Рожден в брахманской семье и исп

  • (268—231 до н. э.) - правитель империи Маурьев, при к-ром начался расцвет буддизма в Индии (см. вводную статью, История буддизма. Буддизм в Индии}.

  • (268 — 231 до н. э.) — правитель империи Маурьев, при к-ром начался расцвет буддизма в Индии (см. вводную статью, История буддизма, Буддизм в Инди

  • (до крещения Б. Цультим) (?-1873) — лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьева-

  • (до крещения Б. Цультим) (?—1873) — лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьев

  • (? — 1939) — ученый-востоковед, врач — специалист по медицине тибетской. Племянник А. А. и П. А. Бадмаевых, продолжавший их дело уже в советское

  • (до крещения Б. Жамсаран) (1849-1920) — младший брат А. А. Бадмаева, крупный специалист по медицине тибетской, занимавшийся врачебной практикой в

  • (Общество Белого Лотоса), позднее — банляньцзун или баиляньцзяо (Школа Белого Лотоса; Учение Белого Лотоса) — первонач. одно из направлений

  • (Монастырь Белой лошади) — один из древнейших будд. монастырей в Китае. Расположен в 12-ти км к востоку от г. Лояна (пров. Хэнань). По традиц. пр

  • Хуайхай (720 — 814) — кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем пе

  • (720 - 814) — кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжанщань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем первого нез

  • (кит. — Школа Белого Облака) — одна из школ в кит. буддизме Хуаянь-цзун. Основана монахом Кун Цинцзюэ (1043 — 1121) и получила название от его оби

  • — устоявшийся в научной литературе неверный термин для обозначения движения в бур. ламаизме, возникшего в нач. 20 в. по инициативе ламы Кижи

  • (монг.) — низшая монаш. степень в ламаизме, послушник, принявший 5 обетов. — Н. Л. Жуковская

  • (тиб.; санскр. — антарабхава — «промежуточное состояние») — обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и посл

  • (санскр., в будд. традиции «те, кто много слышал», иначе «ученые, эрудиты») — одна из школ раннего буддизма из ветви махасингхика. Возникла ок

  • (Bibliotheca Buddhica) — общее заглавие серии собрания ориг. и переводных будд. текстов, к-рая была организована рус. востоковедом С. Ф. Ольденбургом.

  • (544 — 480 до н. э.) — правитель гос-ва Магадха в Др. Индии, один из первых последователей Будды (см. История буддизма, Буддизм в Индии. — Н. Л. Жуко

  • Елена Петровна (1831-1891) — рус. дворянка, прожившая значит. часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мисти

  • (1831—1891) —рус. дворянка, прожившая значит. часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе («Разо

  • (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская пропо

  • срединный путь (маджджхима-патипада) — путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание, — ведет к просветле

  • (BIyth) Реджинальд Хорас (1898-1964) — англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последова

  • (1898—1964) — англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последователь Д. Т. Судзуки. Вп

  • (1870 1924) — последний глава ламаистской, церкви Монголии, восьмой по счету носитель титула джебцзун-дамбахутухта. После провозглашения в 1911 а

  • (санскр., пали, дословно — «пробуждение», «просветление») — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духов

  • — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи,  под к-рым оно произошло, бодхисаттва - личность, стремящаяся к состо

  • (ум. 528) — согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с

  • (санскр., буквально «существо, стремящееся к просветлению») — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и дости

  • — короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра -паддхати» — коммента

  • (тиб., букв. — заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования

  • (от яп. бодзу) — главный монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин

  • — будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял

  • (имя — эпитет) — основоположник буддизма. Слово «будда» является производным от санскр. корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает пе

  • — доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее сущностное тождество Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргумен

  • — доктринальное положение буддизма {махаяны), утверждающее сущностное тождество  Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргуме

  • — реальная историческая личность..Во всяком случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии, на основании сохр

  • Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап.

  • склады вается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхарт

  • Первое древнекхмерское гос-во Бапном (кит.Фунань, 2—6 вв.) складывалось под влиянием южноинд. культуры. Во 2 в. здесь появились махаянистские

  • Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там будд. проповедников еще в 3 в. до н. э., однако они не могу

  • Буддизм проник в Корею во вт. пол. 4 в. Первым из трех существовавших в то время на Корейском полуострове гос-в, где он начал распространяться

  • Буддизм существовал на этой территории еще до образования первого лаосского гос-ва Лансанг. В Лансанге буддизм как господств. религия вклю

  • (Бирма). Согл. мест. традиции, в 3 в. до н. э. царь Ашока отправил двух будд. миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай, где они создали общину толка

  • Согл. мест. традиции, в 3 в. до н. э. царь Ашока отправил двух будд. миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай, где они создали общину толка тхерав