ЖАЛМАУЫЗ КЕМПИРв мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно о
ЖАН-ШАРХ(от адыг. жан, «острое», шарх, «колесо»), в нартском эпосе адыгов громадное железное колесо с острыми выступами, предмет состязания н
ЖАР-ПТИЦАв восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели п
ЖВАБРАН(«мать отца коров»), в абхазской мифологии божество крупного рогатого скота, одна из семи долей Айтара. Согласно ранним мифологичес
ЖЕЗ ТЫРНАК(казах. «медный коготь»), в мифологии казахов злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным носом и медны
желтая леканская книгаСм. леканская желтая книга(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002
желтое древкоВ мифологии ирландских кельтов - одно из копий, принадлежавших Мананнану Мак Лиру. Мананнан вручил его Диармайду, чтобы помоч
ЖЕМИНА(литов. Žemĭna), в литовской мифологии богиня земли, персонифицированная земля, ср. žemë «земля» (известна по источникам с 16 в.). Ж. занимае
ЖЕР-БАБАв мифологии ингушей и чеченцев персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе Ж.-б. - вещая старуха, накормившая досыта нарт-орс
Жертвоприношениеритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить пом
Жертвоприношение змеиНет ничего страшнее материнского проклятия, и поэтому, когда мать змей прокляла свое непослушное потомство, сползли
жертвоприношения человеческиеСуществует очень немного археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались человеч
ЖИВАв западнославянской мифологии главное женское божество (в земле полабов, по хронике Гельмольда, 12 в.). Как и старопольская богиня жизни
ЖИВОТНЫЕРоль Ж., как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется зна
ЖИГ-ГУАШАЖыг-гуаша (кабардино-черкес.), Чыгы-гуаша (адыг.) (от жыг или чъыгы, «дерево» и гуащэ, «хозяйка»), в мифологии адыгов богиня, покровите
ЖИЗНЬсм. в ст. Древо жизни.(Источник: «Мифы народов мира».)
ЖИР ИЯСЕ(«хозяин земли»), в мифологии татар-мишарей дух, покровительствующий полям. Представлялся в человеческом облике. В некоторых места
ЖИТЕЛИ ХОЛМОВв фольклоре и британин злобные, враждебно настроенные людям эльфы. Их еще называют холмовиками (hillтеп) или хогменами. Эти эльф
ЖОв древнекитайской мифологии священное дерево, растущее за Южным морем, между реками Хэйшуй («Чёрной») и Циншуй («Зелёной») на крайнем зап
ЖОШУЙ(«слабая вода»), в древнекитайской мифологии река под горой Куньлунь, где жила Си-ван-му («владычица Запада»). Вода в этой реке не держа
Жрецлицо в языческих религиях, совершающее богослужения, жертвоприношения и тому подобное.В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1(Источник: «Древн
Жречествообщественная группа в ряде древних государств, занимавшаяся отправлением религиозного культа (в форме жертвоприношений, молитв,
ЖУК У ЖАМАНАК(«время»), в армянской мифологии персонификация времени. Ж. у Ж. - седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Ка
ЖУН ЧЭНв древнекитайской мифологии маг, учитель Хуан-ди («Жёлтого государя»). Ему приписывается изобретение календаря, а также способа дос
ЖУ-ШОУГай, в древнекитайской мифологии божество осени. В комментарии к «Книге обрядов» (4-2 вв. до н. э.) объясняется его имя: «Осенью все расте