Энциклопедия иудаизма

  • (Арвит)Вечерняя молитва, третья по счету после Шахарит* и Минха*. Многие источники указывают на то, что еще в древности принято было молиться

  • (Щит Давида)Еврейская национальная и религиозная эмблема в форме двух сочлененных треугольников, составляющих шестиконечную звезду.Изобр

  • (hа-ман)Хлеб небесный, которым кормились сыны Израилевы в пустыне после исхода из Египта. Впервые узрели евреи М., когда обнаружили поутру сл

  • (Анусим)Евреи, вынужденные принять другое вероисповедание и оставшиеся втайне верными своей религии. Мудрецы Галахи* выработали установле

  • Собирательное название горькой зелени. "И пусть съедят мясо [Пасхальной жертвы] в ту же ночь; жареное на огне, с мацой и горькой зеленью пуст

  • Второй месяц года, считая от Тишри*, и восьмой месяц, считая от Нисана*. Название происходит от вавилонского "арх-шман", что означает "месяц во

  • Сборник молитв и песнопений, периодически повторяющихся в течение года. Сфарды называют так сборник молитв всего года, ашкеназим - сборник

  • (Опресноки)Лепешка из пресного теста.Тора обязывает нас есть М. в ночь на пятнадцатый день месяца Нисан*. Это самостоятельная мицва*, помимо

  • (Двойная пещера)Махпела - название пещеры, которую купил Авраам у Эфрона-хеттиянина для погребения Сарры. В книге Бытие пещера называется в

  • Буквально слово "мезуза" означает "дверной косяк". А по сути - это маленький свиток пергамента, на котором начертаны два молитвенных текста и

  • Учитель, обучающий детей. В начале периода Второго Храма М. назывались "софрим" (книжники), так как они обучали по книге (сефер). Талмуд относи

  • (Машиах)Дословно - помазанник. Так назывался в древности каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский

  • (Ярхей калла)Общие предпраздничные семинары в древности. Проводились в месяце Адар*, последнем зимнем месяце, и в Элуле*, последнем летнем м

  • Происходит от глагола "дарош", что означает - требовать, расследовать. Значение понятия М. в еврейских источниках - раскрытие внутреннего см

  • , или миквэВодоем или бассейн, наполненный водой, предназначенный для омовения тела с целью ритуального очищения. "Подобно тому, как М. очищ

  • (Рахамим)Тора* призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья - "лекет", забытый сн

  • (Еретик)"Миним" называли в Талмуде* и в мидрашах приверженцев различных сект, преступавших религиозные принципы и законы, принятые в Израил

  • ("Веламалшиним...")Благословение девятнадцатое в молитве "Шмонэ-Эсрей" ("Восемнадцать") *. Оно составлено было р. Гамлиэлем из Явне и направлен

  • Дословно - "счет".Группа из десяти евреев в возрасте от тринадцати лет и старше образует "общину", или "миньян". М. - необходимый кворум для общ

  • (Шалом)Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме

  • (Дархей Шалом)Важнейшим условием общежития людей и народов является мир. Слово "шалом" (мир) на иврите означает также "покой" и "благополучие"

  • Дословно - "противники".Так называют евреев, противившихся движению хасидизма*, возникшему в XVIII веке. Они осуждали поведение хасидов и текс

  • (Заповедь)Все повеления и законы Торы*, а также законы, установленные мудрецами. В Торе содержится .13 М., которые заповедал нам Господь. Из ни

  • "Мишна" - от глагола "шано". Этот глагол, первоначальное значение которого - "повторять", в талмудической литературе стал означать "изучать", "о

  • (Тфила)Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: "И служить Ему всем сердцем вашим". А чт

  • (Сидур)Вначале он назывался "Сборник молитв и благословений"; позднее название было сокращено до одного слова "Сидур". Наряду с М. существова

  • (Слихот)Особый вид покаянных молитв, в которых просят прощения за грехи и милосердия к грешникам. Происхождение С. очень давнее.Содержание

  • (Тхинот)Особые просьбы о милости. В молитвы, которые установили хазал*, не каждый может вносить изменения; но М. - это личные просьбы человека

  • (Хахмей Бавель)Деятельность Эзры*, вернувшегося в Эрец Исраэль из Вавилона, и деятельность Мужей Великого Собрания без сомнения были извес

  • (Хахмей Эрец Исраэль)Сказал р. Пинхас от имени р. Ошайи: "Четыреста восемьдесят синагог было в Иерусалиме, и при каждой из них была школа для

  • (Аншей Кнесет Гагдола)Собрание руководителей народа, которое состоялось в период Эзры* и Нехемьи* и провозгласило Тору* законом государств