Энциклопедия иудаизма

  • части Мишны, которые ее редактор рабби Иегуда hа-Наси в силу ряда причин не включил в канон.

  • (II в. до н. э.) - выдающийся еврейский мыслитель и поэт. Его Книга Мудрости содержит сотни притч и поучений, многие из которых по своему стилю и

  • Благотворительность(Гмилут хасадим)Очень велико значение Б.П. ближнему, и потому сказали мудрецы: тот, кто занимается изучением Торы, но не

  • (Гаш'арат hа-нефеш)Вера в Б. Д. является одним из основных положений иудаизма; с ним связана вера в воздаяние. О Б.Д. не сказано в Торе* непосред

  • (посещение больных)Мицва* - навещать больного, заботиться обо всех его нуждах и желать ему выздоровления. "Навещающий больного да не сядет н

  • (Валаам)знаменитый волшебник из Месопотамии, о котором повествуется в Библии (Числа XXII-XXIV).

  • возвышение в синагоге, с которого произносят проповеди, читают Тору, трубят в шофар и т. д.

  • ("Модим...")Благословение из молитвы "Шмонэ-эсрэй"* начинающееся словами: "Благодарим Тебя...". Когда произносят Б., обычно кланяются, согнув кол

  • (Биркат hа-гомел)Благодарственное благословение. Сказал рав Иегуда: "Четверо должны благодарить: путешествующий морем, проходящий через пу

  • (Биркат hа-баним)Душевная и нравственная связь между отцами и детьми, на которую неоднократно указывает Тора*, породила обычай Б.Д. Обычай эт

  • (Биркат коганим)Тора* заповедала потомкам Аарона*, Когенам (священникам*) благословлять народ Израиля. Благословение это входило в состав б

  • (Биркат hа-левана)Ежемесячно, с появлением новой луны, еврей произносит особое благословение, которое с течением времени приняло праздничн

  • (Биркат hа-ходеш)В последнюю субботу уходящего месяца в синагоге после чтения Торы благословляют грядущий месяц и объявляют день начала но

  • (hа-моци лехем мин hа-арец)В нем десять слов, что соответствует десяти словам Писания: "Выращивающий траву скоту, зелень человеку, чтобы произ

  • (Бирхот hа-неhенин)Полагается благословлять до и после еды или питья, и уже в книге пророка Шмуэля (I Сам. IX, 13) мы находим упоминание об этом. Т

  • (Биркат hа-мазон)Трое или больше сотрапезников, сидящих за одним столом, обязаны объединиться для коллективного благословения.В наше время

  • (<u>Биркат hа-нерот</u>)Благословение над свечами и зажигание свечей в канун субботы, перед заходом солнца, в канун всех праздников и Суд

  • (Брахот)Молитвы благодарения и хвалы, произносимые при разных обстоятельствах и начинающиеся словами: "Благословен Ты, Господь". Мы верим, ч

  • (Бирхот hа-Тора)Принято произносить благословение перед чтением Торы* и после него, - тем, кто призван к Торе. Еврей сознает, что Всесвятой, бл

  • см. Подаяние

  • (Косо шел Элиягу hа-нави)В большинстве еврейских общин во время Пасхального Сейдера* ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для сотра

  • (Эрев рав)В Торе* рассказывается, что когда сыны Израилевы вышли из Египта, вышла с ними Б.О. неевреев, присоединившихся к ним. Агада* утвержд

  • (Ров у-миут)Сказано в Торе*: "Не следуй за большинством на зло, и не отзывайся в тяжбе, кривя судом, лишь бы клониться к большинству" (Исх. XXIII, 2).

  • (Нисуин)В разных книгах Библии можно найти указания на то, как происходило Б. в древности. Насколько можно заключить из этих текстов, родите

  • (Ктуба)Так называется письменное обязательство, которое дает еврей своей жене в день свадьбы. В Б.Д. перечислены обязательства, которые бер

  • (Хол гa-моэд)Хол hа-моэд, или "моэд катан" (малый праздник), - дни между первым и последним днями Песах* и между первым и последним днями Суккот*.