Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Обделять, причинять к.-л. имуществ. ущерб (Лев 25:14-17, в Синод. пер. - "обижать"; 2Кор 12:17,18, в Синод. пер. - "(вос)пользоваться") ради собств. корысти; п

  • О. не водятся в Палестине. В Библии лишь упоминается (3Цар 10:22; 2Пар 9:21), что торговый флот Соломона привозил О. из Фарсиса. Как заморские диков

  • 1) первые О., встречающиеся в Библии, - это торжественные О. (евр. недер), о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая та

  • Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнени

  • Областной начальник, так в ВЗ назван каждый из см. Наместников царя Ахава (3Цар 20:14).

  • Облечься (в отличие от см. Совлечься), глагол, употребляемый для описания преображения верующих, к-рые ко времени Второго пришествия Иисуса

  • Обмазка см. Глина.

  • 1) О. - это цель Божьего замысла спасения (Откр 21:5). После грехопадения в О. нуждается все творение, поскольку власти сатаны, греха и смерти пок

  • О. - это удавшееся см. Искушение. Главным обольстителем является см. Дьявол, "обольщающий всю вселенную" (Откр 12:9). Первой, кого он обольстил, б

  • В Библии Иисус Христос дважды назван "образом (греч. эйкон) Бога невидимого" (2Кор 4:4; Кол 1:15). Он, Сын Божий, - сияние Божьей славы и образ (греч.

  • Образ Божий см. Образ см. Адам (I,1) см. Человек (IV,1).

  • В евр. языке нет самостоят. слова со значением "образец". Нередко для выражения этого понятия используется выражение "(оставаться) на пути (с

  • Это выражение употреблено в Библии лишь в Флп 2:7. Рабский образ Иисуса противопоставлен здесь Его божеств. началу. При Своем вочеловечении

  • I.ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕСлово со значением "обратиться" (евр. шув) встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением "обратиться к ком

  • I.НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕОбычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер 9:24-26 (М

  • I. Если на Ближнем Востоке и носили к.-л. О., то это были в основном сандалии. Они состояли из кожаной подошвы - встречались также плетеные и де

  • Обшивка из особо прочной ткани делалась на вороте ризы см. Первосвященника (Исх 28:32).

  • I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово "О." (греч. койнониа) подразумевает "тесную связь", "близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и об

  • I. Греч. слово койнос, встречающееся в НЗ в разных значениях, обычно переводится как "общий" (Деян 2:44; 4:32), напр. "общая вера" (Тит 1:4) и "общее спа

  • 1) О.И. в первохрист. общинах, в частн. в Иерусалимской церкви (Деян 2:42-47; 4:32-37), принципиально отличалась от О.И. в других религ. и политич. орган

  • Обычай, традиционно установившиеся правила обществ. поведения (Быт 29:26; Лев 18:30; ср. 1Кор 15:33); часто так переводится др.-евр. слово хок, имеющее

  • Овадиа см. Овадия.

  • Овадия (Овадиа, Авдий) ("раб Господень"): 1) сын Уззия из колена Иссахара (1Пар 7:3); 2) один из гадитян, пришедших к Давиду в его убежище (1Пар 12:9); 3)

  • Овал, сын Иоктана (Быт 10:28), родоначальник некой араб. народности; см. Гевал (2).

  • Овед (Овид) (кр. ф-ма от "слуга (Божий)" ): 1) сын Ефлала из колена Иуды (1Пар 2:37); 2) сын Вооза и Руфи, дед Давида, предок Иисуса Христа (Руфь 4:17,21,22; Л

  • Овед-Едом (Аведдар) (евр. Овед-Эдом, "слуга (богини) Едом", к-рая, согл. одному из егип. текстов, была женой бога Решефа): 1) гефянин, в доме к-рого Д

  • Овен, баран (евр. айил), самец овцы (Иез 34:17). О. ценились как мясной скот (Быт 31:38)и как жертвенные животные (Быт 22:13; Исх 29:1; Лев 9:4; 16:3; 19:21; 1Пар 29:21

  • Овечьи ворота см. Иерусалим (III,В).

  • Овечья одежда (Мф 7:15). Грубое одеяние из овечьих шкур, или власяница (слав. милоть, 4Цар 1:8; Евр 11:37; ср. Зах 13:4) была одним из отличит. признаков

  • Овид см. Овед (1,2).

  • Овил (араб. "погонщик верблюдов"), измаильтянин, надзиравший за верблюдами Давида (1Пар 27:30).

  • Овоф, место между Пуноном и Ийе-Аваримом, где израильтяне останавливались во время странствования по пустыне. Предположит. - это совр. оазис

  • I: 1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидет-вуют изображения на ассир. рельефах. Это были О. белого окраса (Пс 147:

  • Ог, царь аморреев (см. Аморреи) в Васане, к-рый был побежден израильтянами под руководством Моисея. После победного сражения у Едреи израиль

  • Огад (евр. Охад), сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15).

  • Огел (евр. Охел, "палатка"), сын Зоровавеля (1Пар 3:20).

  • Огненный столп см. Столп облачный.

  • Огола (евр. Охола, "ее палатка"), символич. обозначение Самарии и израил. Северного царства, к-рое обособилось от Иерусалимского храма и учред

  • Оголива (евр. Охолива, "моя палатка" (?)), символич. обозначение Иерусалима и Иудейского царства (Иез 23). см. Огола.

  • Овладение О. является основным условием возникновения человеч. цивилизации. В Библии, в отличие от языч. мифологий, ничего не сообщается о п

  • В библ. времена садовый О. (Cucumis sativus) в Египте и Палестине не был известен, поэтому встречающееся только в Чис 11:5 евр. слово кишшу обозначает

  • I.БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛПонятия "одевать", "надевать", а также "покрывать" в евр. языке почти всегда передаются словом лаваш, а в греч. - словом эндюэ

  • Одед (евр. "Он (Господь) восстановит"): 1) отец пр. Азарии (см. Азария) (6) (2Пар 15:1); 2) пророк из Самарии, к-рый побудил войско Факея отпустить пленн

  • I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, осо

  • Одежда брачная см. Одежда (V,2).

  • I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯПод О. Библия понимает вселение бесов в людей и полное подчинение ими мыслей, чувств и воли этих людей (Лк 22:3-6). Пока у бесов

  • Одесную см. Рука (II и III).

  • Годовалых, т.е. О., только что подросших и, след., особо ценимых животных предписывалось приносить в жертву, напр., при субботнем всесожжении (

  • I. В ВЗ победить - значит одержать воен. победу (1Цар 17:50; 3Цар 20:23).II. В НЗ это прежде всего победа (см. Победа, побеждать) Иисуса над богопротивны

  • Одоллам (Адоллам) (возм., аккад. "закрытое место/укромный уголок"), город в Иудее (Быт 38:1; Нав 15:35), древний цар. город у хананеев (Нав 12:15), укрепл

  • I: 1) слова "ожесточение" и "ожесточить" встречаются в Библии, как правило, в образных выражениях: "ожесточение сердец", "ожесточить сердца" и т.

  • 1) жаждущего оживляет вода (Суд 15:19), уставшего подкрепляет отдых (Исх 23:12), больного - выздоровление (Пс 40:4); 2) духовное животворение Бог даруе

  • Ожог см. Болезнь.

  • Оза (Узза, Уза) (евр., возм., кр. ф-ма от Озии, "Господь есть сила"): 1) сын Аминадава; вместе со своим братом Ахио он в?л колесницу, на к-рой Давид п

  • Озарение см. Сияние, сиять.

  • Озеро огненное см. Ад.

  • Озиил см. Иахазиил (2).

  • Озний (евр. Озни), сын Гада (Чис 26:16), называемый также Эцбоном (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов колена Гадова (Чис 26:16).

  • 1) см. Дом, строительство дома; 2) в Библии метафорически говорится о небесных О., через к-рые на землю по воле Бога вылились потоки воды (Быт 7:11

  • Оковы см. Цепь, цепочка, оковы, узы.

  • Евр. слово ахарит подразумевает полный см. Конец, прекращение ч.-л., в т.ч. и завершение дела. Так в евр. языке обозначается конец года (Втор 11:12

  • Различаются три вида О.: 1) елеем (т.е. маслом): Лев 14:16;2) водой: Лев 14:51; Чис 8:7; Иез 36:25 и др.; 3) кровью: Исх 29:16,20 и след.; Лев 1:5,11; 16:14; Чис 19:4; 4Цар 16:13.

  • Олдана (Алдама) (евр. Хулда, "крот"), пророчица, жившая в Иерусалиме во времена царя Иосии. О. была женой Шаллума, хранителя одежд (при цар. двор

  • Олени (евр. айял, это слово, вероятно, обозначает различные виды этого животного) были повсеместно распространены в Палестине (Быт 49:21 - в Син

  • Оливема (евр. Охоливама), жена Исава, дочь хоррея Аны (Быт 36:2).

  • Олимпан ("небесный"), христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в своем послании (Рим 16:15).

  • Олово, металл, добавляемый в медь для получения бронзы (Чис 31:22; Иез 22:18,20). Финикийцы ввозили О. через см. Фарсис, предположит. при этом подраз

  • Омар (возм., "ягнёнок"), внук Исава, старейшина эдомитян (Быт 36:11,15).

  • О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Р

  • Омри (Амврий): 1) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8); 2) еврей из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4); 3) сын Михаила, главный начальник в колене Ис

  • Он (Илиополь) (егип. "солнце"), город в Нижнем Египте, прим. в 32 км сев. Мемфиса, главное место почитания бога солнца Ра (Иез 30:17; см. Авен). Греки н

  • Онагр см. Осел (5 б).

  • Онам ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"): 1) хоррей, сын Шовала (Быт 36:23; 1Пар 1:40); 2) израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеи

  • Онан ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"), сын Иуды (см. Иуда 1). После смерти брата он, как деверь, женился на его вдове Фамари

  • Оникс см. Драгоценные камни.

  • Онисим ("полезный"), раб, бежавший от своего хозяина Филимона (проживавшего в Колоссах). О. встретил в Риме ап. Павла и уверовал во Христа. Апос

  • Онисифор ("приносящий пользу"), христианин, предположит. из Эфеса. Находясь в Риме, он навещал Павла в темнице и оказывал ему нек-рые услуги (2

  • Оно, город в 9 км сев.-зап. Лидды (Лода), в долине Харашим (Неем 11:35), совр. Кафр-Ана, новоевр. О. Этот город упоминался еще Тутмосом III, позднее он

  • Оплакивание мертвых см. Плач (I,2).

  • Оплакивать см. Плач, оплакивать.

  • I. Предмет одежды, покрывавший тело от груди или от пояса до бедер (Быт 3:7).II. "Опоясываться" означало "надевать пояс или опоясание" (Лк 17:8); см. О

  • I.В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕВ основе этого понятия лежит представление о судебном разбират-ве, в результате к-рого обвиняемый получает О. "Оправдать" з

  • Определение Божье - это изъявление Его вечной воли, в к-ром выражаются Его мудрость, святость и любовь. Осуществление Божьего О. верующие ви

  • I. О. происходит от неумер. потребления хмельных напитков, из к-рых в Библии упоминаются вино, молодое вино и крепкий напиток (см. Питье). Опья

  • Ор ("гора"): 1) горой О., на к-рой умер Аарон (Чис 20:22-28), согл. араб. традиции, считается Джебель-Неби-Харун, находящаяся вблизи древней Петры в Ед

  • I. Евр. слово нэшер, передаваемое как О., является, в сущности, собират. понятием, обозначающим всех крупных хищных птиц, как О., так и см. Коршу

  • Орен ("лавр"), израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила (1Пар 2:25).

  • О., упоминаемый в Библии, - это дикорастущий и культурный грецкий О. (Juglans regia), к-рый растет в прохладных, сырых местах. Это дерево произрастал

  • Орив (евр. Орев, от евр. "капать"), мадиамский князь, убитый ефремлянами в тот момент, когда он пытался спастись бегством после поражения, нане

  • Евр. слово тео, переданное в Синод. пер. как О. (Втор 14:5) и как см. Серна (Ис 51:20), обозначает, вероятно, т.н. саблерогую антилопу (Oryx leucoryx). Примеча

  • Орион (Кесиль), известное с древнейших времен созвездие (Иов 9:9; 38:31; Ис 13:10; Ам 5:8), имеющее две яркие звезды: красную Бетельгейзе и голубую Риг

  • Орна, иевусеянин, к-рому принадлежало гумно на горе Мориа в Иерусалиме. Когда в наказание за перепись населения, проведенную Давидом, на изр

  • Оронаим см. Хоронаим.

  • Орудия, принадлежности, предметы обихода вообще (Быт 27:3)и предметы культа для отправления службы в святилище в частности (Исх 30:27). см. Оружи

  • Оружейный дом, помещение, где хранилось оружие и воин. доспехи (4Цар 20:13; Ис 39:2).

  • Воин, к-рого царь или военачальник выбирал в качестве личного сопровождающего. О. был особо довер. лицом своего господина, он отвечал за его

  • I. ОРУЖИЕПо способу применения различают О. для самозащиты (оборонительное) и О. для поражения противника (наступательное). 1) а) Среди оборо

  • Орфа (евр. Орпа, "пышноволосая" или "строптивая" (?)), моавитянка, жена Хилеона и золовка Руфи. О. осталась в Моаве, когда Руфь отправилась вмест

  • Осада см. Крепость, укрепление.

  • Осаия см. Гошаия.