Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Дабешеф (возм., "верблюжий горб"), погран. город в уделе колена Завулона (Нав 19:11). Вероятно, Д. располагался на равнине Мегиддо. Предположит. эт

  • Давид (по-видимому, "брат отца" или "любимец"). I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕД. был младшим из восьми сыновей Иессея - вифлеемлянина из колена Иу

  • 1) древний город иевусеев в см. Иерусалиме, захвач. Давидом (2Цар 5:7,9; 3Цар 14:31; Неем 3:15 и др.); 2) см. Вифлеем (Лк 2:4,11).

  • Давило (виноградный пресс) см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

  • I.1) Помещение Святого Святых Соломонова см. Храма, в к-ром стоял см. Ковчег завета (3Цар 6:16 и след.; 8:6,8). 2) Давир (евр. Девир, возм., "заднее (внутр.

  • Давраф, левит. город на границе между уделами колен Завулона и Иссахара, согл. Нав 19:12, относился к уделу Завулона, согл. Нав 21:28 и 1Пар 6:72, прич

  • Дагон, бог филистимлян (Суд 16:23; 1Цар 5:2-7; 1Пар 10:10). Еще во времена Маккавеев в Азоте был храм Д., разоренный Ионафаном (1Мак 10:83-85; 11:4). Филистимля

  • Далида (евр. Делила, возм., "ниспадающие кудри"), женщина, жившая в долине Сорек. Князья филистим. подкупили ее, чтобы она выведала у полюбивше

  • Далмануфа, селение на Геннисаретском оз. (Мк 8:10), в парал. месте (Мф 15:39) именуется Магдалой (в наиб. авторитетных греч. рукописях - Магадан). Эт

  • Далматия, рим. провинция в горах сев.-вост. Адриатического моря, входившая в состав см. Иллирика. Тит, видимо, в ходе своего миссионерского пу

  • Далуиа (Далуия): 1) сын Давида (2Цар 3:3 (евр. Килав); 1Пар 3:1 (евр. Даниэл)). Его матерью была Авигея, вдова Навала; 2) см. Даниил (1).

  • Далуия см. Далуиа.

  • Далфон (от аккад. "бессонный"), один из десяти сыновей Амана (Есф 9:7).

  • Дамарь ("супруга", "возлюбленная"), женщина, уверовавшая в результате проповеди ап. Павла в Афинах (Деян 17:34).

  • I. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕДревнейший город на р. Аване (Бараде) вост. горы Ермон. Город расположен вдали от моря, на краю пустыни, необозримо распрост

  • Дан ("(Господь) рассудил"): 1) пятый сын Иакова и первый - от Валлы, служанки Рахили (Быт 30:5 и след.); Известен только один сын Д., Шухам или Хушим (

  • Даниил (евр. Даниэль, "Бог мне судья"): 1) второй сын Давида (в Синод. пер. - Далуия). Его матерью была Авигея кармилитянка, в первом браке жена На

  • Даниила пророка Книга см. Книга пророка Даниила.

  • Данна, город в уделе колена Иуды (Нав 15:49), находившийся вблизи Давира, сев. Вирсавии. Точное геогр. местоположение Д. неизвестно.

  • Дара, сын Зары из колена Иуды (1Пар 2:6); в др.-сир. пер. и в нек-рых греч. рукописях - Дарда.

  • Дарда, сын Махола (3Цар 4:31), мудрец времен Соломона.

  • I. ПОНЯТИЕВажнейший "дар Божий" - это вечная жизнь в Иисусе Христе (Ин 4:10; Рим 6:23). Христос "дал дары человекам" (Еф 4:8). Он не только открыл людям

  • Дарий (перс. "обладатель богатства"): 1) Д. Мидянин (Дан 5:31; 9:1), сын Аccуира (Ксеркса; Дан 9:1), после смерти Валтасара и взятия Вавилона войском см.

  • Даркон, один из рабов Соломона, чье потомство под водительством Зоровавеля (или при Зоровавеле) вернулось из вавил. плена (Езд 2:56; Неем 7:58).

  • Дафан (евр. Датан, возм., "сильный"; аккад. датну). Д. и Авирон, сыновья рувимлянина Елиава, вместе с соплеменником Авнаном, участвовали в восст

  • Двенадцать см. Число см. Колено см. Апостол.

  • I. Входную Д. Дома (см. Дом, строительство дома II,2) обычно делали узкой и невысокой; высокая Д. считалась признаком пагубной надменности (Прит

  • Двор (см. Дом, строительство дома), см. Храм.

  • Для дворцовой архитектуры Палестины характерно расположение множества комнат вокруг одного внутp. двоpа. Такую же планировку имели и больш

  • Девир см. Давир (4).

  • I. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исх 22:16,17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор 22:28,29).

  • Девора ("пчела"): 1) кормилица Ревекки, сопровождавшая ее из г. Нахора (Месопотамия) к Исааку (Быт 24:59). Умерла в глубокой старости у Иакова в Ве

  • 1) Д. упоминается как среди потомков Хама, так и среди потомков Авраама от Хеттуры (Быт 10:7; 25:3; 1Пар 1:9,32); в обоих случаях его братом называется

  • Высокопост. придворный чиновник в едином Израильском, а позднее в Иудейском царстве (2Цар 8:16; 20:24; Цар 4:3; 4Цар 18:18,37; 1Пар 18:15; 2Пар 34:8; Ис 36:3,22). С

  • Деир, долина в окрестностях Вавилона (Дан 3:1), где Навуходоносор приказал поставить золотого истукана для религ. поклонения.

  • Делаия (евр. Делайя или Делайяху, возм. (согл. основному значению), "Яхве вывел из бездны"): 1) потомок Аарона и вождь 23-й череды жрецов во времен

  • Делать см. Дело см. Деяние, дело.

  • 1) словом "Д." в ВЗ обозначаются руководство Моисея народом Израиля (Исх 18:18), выполнение особо призванными израильтянами задач, связ. с богос

  • I. ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ БОЖЬИ 1) в Библии Бог, в отличие от "бога философов", действует. Его вечная сила и Божество "чрез рассматривание творений вид

  • I. СУТКИ КАК ЧАСТЬ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦА (см. Календарь)Сутки длились у израильтян от захода солнца в первый день до его захода на след. день (Исх 12:18

  • I: 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, к-рые отвешивались

  • I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯВ пророч. книгах нередко встречаются выражения "день Господень" и "день Господа" (Ис 13:6,9; Иез 13:5; Иоил 1:15; 2:1,11,31; Ам 5:18,20; Авд

  • День очищения (евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур - буквально: "день покрытия (грехов)"). I. Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябр

  • День пути см. Меры длины, площади, объема и веса (I,2).

  • День рождения. Известие о рождении ребенка, особенно сына, было радостной вестью (Иер 20:15) и, видимо, часто сопровождалось торжеством. Извест

  • День солнца (воскресенье) см. Суббота (V,2).

  • Дервия, город в юго-вост. Ликаонии (Малая Азия), к-рый Павел посетил во время своих первого (Деян 14:6,20) и второго (Деян 16:1) миссионерских путеше

  • 1) в Быт 2:9 наряду с деревом познания добра и зла упоминается и Д.Ж., к-рое произрастало в середине Эдемского сада. Чтобы человек "не простер ...

  • В Быт 2:9 говорится о том, что Господь Бог насадил в Эдемском саду самые разные деревья. В том числе Он, наряду с деревом жизни (см. Дерево жизн

  • Бог держит, хранит человека, доверившегося Ему (Пс 72:23).

  • Держать ответ см. Защищаться (держать ответ).

  • 1) см. Прямота, открытость, смелость, дерзновение; 2) см. Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

  • Д. в Библии называется заблуждение, при к-ром человек, пользуясь неверными критериями, оценивает себя или собств. возможности выше, чем это

  • Десятиградие (греч. декаполис). Города на вост. берегу Иордана, со времен Александра Македонского населенные преимущ. или исключит. нееврея

  • I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в поль

  • Десять см. Число.

  • I. Д.З. перечислены в Исх 20:2-17; Втор 5:6-18. В ВЗ они названы "словами завета" (Исх 34:28), или "десятословием" (Исх 34:28; Втор 4:13), а в НЗ - "заповедями" (гре

  • Дети (сыны) Божьи см. Усыновление.

  • I. Словами "дети" или "сыновья" в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколени

  • Детоводитель, наставник (греч. пайдагогос), раб, к-рому доверяли воспитание детей и присмотр за ними (1Кор 4:15). Таким "детоводителем ко Христу"

  • I. ДЕЯНИЯБиблейский Бог - это Творец мира и Вершитель истории. Он творит великие дела, многие из к-рых недоступны человеч. пониманию (Иов 5:9 и

  • Деяния апостолов (греч. праксейс апостолон, "дела апостолов"). Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении хр

  • Диадема см. Венец, диадема.

  • Дивлаим, отец Гомери, жены Осии (Ос 1:3)

  • 1) моавитский город, до вступления в него израильтян принадлежал Аморрейскому царству со столицей в Есевоне (Чис 21:30). Колено Гадово отстрои

  • Дивон-Гад см. Гад.

  • Диври (возм., "болтливый"), данитянин, отец Суламифи, чей сын, по повелению Господа, был побит камнями как богохульник (Лев 24:11 - в Синод. пер. им

  • Дизагав ("место, богатое золотом"), местность "за Иорданом" (Втор 1:1). Одни ученые предполагают, что она находилась в Моаве, другие отождествля

  • Дикий осел см. Осел (5).

  • Дикла (арам. "финиковая пальма"), сын Иоктана и потомок Сима. Потомки Д. жили, вероятно, в юж. Аравии (Быт 10:27; 1Пар 1:21).

  • Дилеан (от араб. "возвышаться"). Город в уделе Иуды (Нав 15:38), помещенный в списке городов между Мигдал-Гадом и Мицфой; возм., в наст. время это х

  • Димас ("человек народа"), сподвижник Павла, вместе с ним посылавший из Рима приветы в Колоссы и Филимону (Кол 4:14; Флм 23). Позже он, из любви к ми

  • Димитрий ("принадлежащий (богине) Деметре (Земле-матери)" ): 1) серебряник и, возм., старшина цеха в Эфесе, делавший серебряные модели храма Арт

  • Димна (значение неясно, возм., связано с араб. "удобрять"), левит. город в уделе Завулона (Нав 21:35); см. Риммон (2).

  • Дина ("суд"), дочь Иакова от Лии. Евеянин Сихем, сын Еммора, обесчестил Д. и хотел жениться на ней. Сыновья Иакова вначале дали согласие на этот

  • Дингава, город идумейского царя Белы (Быт 36:32); его местоположение неизвестно. Согл. Иерониму, это Даннайя, совр. Хирбет-эд-Денн - развалины, п

  • Дионисий ("принадлежащий Дионису (или Вакху, богу вина)" ), житель Афин, уверовавший в результате проповеди ап. Павла в Ареопаге (Деян 17:34). Д. б

  • Диотреф ("питаемый, воспитываемый (богом) Зевсом"), член церк. общины, к-рой посвящено Третье послание ап. Иоанна. Д. "любил первенствовать", не

  • Дишан (возм., "антилопа"), хоррей, сын Сеира и отец Уца и Арана (Быт 36:21,28,30;1Пар 1:38,42).

  • Дишон (возм., "антилопа"), потомок Сеира, старейшина хорреев; брат Оливемы, жены Исава (Быт 36:20-30; 1Пар 1:38,40 и след.).

  • Дневных записей (памятная) книга. Под книгой Д.З. царей мидийских и перс. (Есф 10:2) подразумеваются постоянно офиц. составлявшиеся историч. за

  • В переносном значении о морском Д. говорится как о месте, наиболее удаленном от земли, куда человек гипотетически мог бы спрятаться. Но даже

  • Добро см. Благость, благо, добро.

  • 1) ВЗ называет добродетельной Руфь. Этот эпитет она заслужила своим образом жизни, верностью свекрови, народу и Богу Израиля (Руфь 3:11); 2) Д. че

  • Как правило, воен. Д. принадлежала Господу (см. Заклятие). Но если народ Израиля добывал трофеи, к-рыми он мог распоряжаться сам, как, напр., по

  • Додава (евр. Додаваху, "возлюбленный Господом"), отец пр. Елиезера из Мареши в уделе Иуды (2Пар 20:37).

  • Додай ("возлюбленный (Господом)" ), ахохиянин, начальник цар. стражи для второго месяца во времена Давида (1Пар 27:4). Вероятно, то же лицо, что и а

  • Доданим (в евр. языке это ф-ма мн.ч. от "доданы"), потомки Иавана (Быт 10:4; 1Пар 1:7). Согл. нек-рым текстам (Септуагинта, самарянское Пятикнижие), ре

  • Додо ("возлюбленный им"): 1) потомок Иссахара, отец Фуи и дед судьи Фолы (Суд 10:1); 2) сын Ахохи и отец Елеазара, одного из трех храбрых у Давида (2Ц

  • I. Продолжающееся в Палестине пять месяцев засушливое лето сменяется периодом Д. (см. Календарь): 1) с середины мая до второй половины октября

  • Доик (евр. Доэг, возм., "боязливо", "робко"), идумеянин, начальник пастухов Саула. Он находился в Номве, в святилище, когда священник Авимелех да

  • Понятие "Д." встречается в Библии, в Рим 4:4, как перевод греч. слова офейлема ("должное", "то, что полагается к.-л."). Д. и обязанности сотворенного

  • 1) Д. в юридич. значении называется невыполнение обязат-ва, невозвращение занятой вещи или денежной суммы, возникшая задолженность по плате

  • Долготерпение см. Терпение, терпеливый.

  • I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. см. Пророка см. Су

  • Долина благословения (евр. бераха), место, где см. Иосафат (5) и его войско благословили Господа за одерж. победу (2Пар 20:26). Это название сохран

  • Долина видения в Ис 22:1,5, вероятно, обозначает Иерусалим. Возм., это название метафорич. говорит об Иерусалиме как о месте, где пророки получа

  • Долина дуба (1Цар 17:2) - плодородная долина Вади-эс-Самт (новоевр. Хаэла). Д.Д., начинающаяся от Ливны, была единств. местом на зап. границе Иудеи,

  • Долина плотников см. Долина Харашим (плотников).

  • Долина Рефаимов (Рефаимская) ("долина исполинов"), плодородная долина (см. Ис 17:5) на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:8; 18:16), недалеко от В