Библейская энциклопедия архимандрита Никифора

  • оба’ятель (Втор.18:11 ; Иер.50:36 ; Дан.2:27 ; Дан.4:4 ; Дан.5:7 ,11,15) — см. волхвы.

  • (Лук.14:12 ,24). Обеды обыкновенно приготовлялись у Евреев от 10 часов утра до полудня и главным образом состояли из плодов, сыра, молока и проч. Ж

  • (3Цар.10:22 ) - четверорукое млекопитающиеся животное, строением тела и физиономиею похожее на человека. Флот Соломона, между прочими произвед

  • об’ет — обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чи

  • (Быт.15:18 , Исх.33:1 и др.) - земля Ханаанская, обещанная Господом в наследие Аврааму, Исааку и Иакову. см.

  • . В Ветхозаветной Церкви, кроме жертв Богу, требуемых законом, кроме жертв праздничных и по усердию, были жертвы по обету (Лев.22:18 ,21). Обеты да

  • (Исх.13:21 ). Когда Израильтяне вышли из Египта с разрешения, Фараона и вступили в пустыню Аравийскую, Господь шел пред ними днем в столпе облач

  • (праздник) (Иоан.10:22 ). Праздник обновления учрежден был за 165 лет до Р.Х. Во время господства над Иудеями Сирийского властителя, Антиоха Епифа

  • обновл’ения пр’аздник (Иоан.10:22 ) — праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до-РХ в честь освобождения и очищения храма от идольског

  • (Быт.1:26 ,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он ес

  • (Быт.17:10 ,12, Иоан.7:22 ) было замечательным обрядом Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола

  • Оброк, или пошлина. см.

  • (Ос.2:19 ,20). У Иудеев жених и невеста предназначались друг для друга без их ведома до самого обручения. Это назначение или выбор брачной четы п

  • (Деян.7:33 ). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву н

  • Ов’адиа (поклонник Иеговы) (1Пар.7:3 ) — аналог. Иоиль,д.

  • (раб Божий) - имя нескольких лиц:а) (1Пар.3:21 ) отец известных лиц, упоминаемых в родословии Иуды.б) (1Пар.7:3 ) муж из колена Иссахарова, один из пят

  • (без листьев, обнаженный) (Быт.10:28 ) - восьмой сын Иоктана, сына Евера, родоначальник Иоктанийских Арабов. Местность, избранная ими для житель

  • (2Езд.5:38). В (Езд.2:61 ) читается: Хабайя, а в кн. Неемии (Неем.7:63 ) Хаваия.

  • (раб, служитель) - имя трех лиц:а) (1Пар.11:47 ) Овед из Мецоваи, потомок Шешана, один из главных воинов Давида.б) (1Пар.26:7 ) из сынов Шемаии, внук Ове

  • (служитель Едома) - имя нескольких лиц:а) (2Цар.6:10 ,12) Гефянин, в доме которого был установлен на некоторое время Ковчег Завета. см.

  • ’овен — баран возрастом более одного года (до года — агнец). (см. жертвоприношение)

  • (Быт.31:38 , Исх.29:15 ,20, Лев.5:15 , Чис.5:8 , Втор.32:14 и др. ). Овны или бараны из мелкого скота составляли важный и высоко ценимый род жертвенных животны

  • (Неем.12:39 ) - называются иначе Гефсиманскими, или воротами св. Девы Марии, или первосвященника Стефана, так как вели к Гефсимании и к гробница

  • (служащий, услужливый) - имя двух лиц:а) (Руф.4:21 ,22) сын Вооза от Руфи Моавитянки, отец Иессея, отца Давида. Он упоминается в Евангелии Матфея (М

  • (с Арабского - владеющий многими верблюдами, или пасущий верблюдов) (1Пар.27:30 ) - Измаильтянин. Значение его имени объясняется его занятием, им

  • (2Езд.8:32) - из сынов Адина, сын Ионафа один из начальников по племенам их и по старейшинству, вышедших с Ездрою из Вавилона в царствование Арт

  • (мехи, по другим: ямы, пещеры) (Чис.33:43 ) - стан Евреев в пустыне, следовавший за станом в Пупоне и на пути в Ийм-Аварим, на пределах Моава.

  • (Быт.1:30 , Иов.39:8 , Пс.36:2 , Прит.15:17 , Лук.11:42 , Рим.14:2 ) - сюда относятся: зелень и огородные растения вообще, дыни, тыквы, огурцы, лук, чеснок, бобы, г

  • (Быт.4:2 ). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у н

  • . см.

  • (по Гезению и Фюрсту - исполин, великан) (Втор.3:11 ) - царь Васанский, не дозволявший перехода Израильтян через свои владения и побежденный со в

  • (любить, соединяться вместе) (Быт.46:10 ) - третий сын Симеона, сына патриарха Иакова.

  • (дом) (1Пар.3:20 ) - четвертый сын Зоровавеля.

  • (имеющая свой шатер) (Иез.23:4 ). Пророк Иезекииль, чтобы выразить отпадение десяти колен Самарии от Бога и их идолопоклонническое подражание

  • Огол’ива (Мой шатер у нее) (Иез.23:4 ,11,22,36,44) — символическое название Иерусалима, указывающее на то, что храм Божий находился в нем.

  • (Быт.19:24 , Быт.22:6 , Исх.3:2 ). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Б

  • (Чис.11:5 ) - огородное растение; хорошо известное на Востоке, особенно в Египте. Огурцы, дыни и лук в настоящее время составляют главные произв

  • (восстановляющий, утверждающий) - имя двух лиц:а) (2Пар.15:1 ,8) отец Азарии, одного из пророков при Иудейском царе Асе.б) (2Пар.28:9 ,15) пророк Господ

  • од’ежда — почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была глав

  • и особенно Евреев (Мат.24:18 ). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употр

  • одесн’ую (от слова «десница» — правая рука) — справа, с правой стороны; но в некоторых случаях означает «близко» (Пс.15:8 ; Пс.108:6 ) и «на одном

  • од’иннадцать — число сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (Быт.32:22 ),число покрывал скинии (Исх.26:7 -8),число Апостолов по воскресении Хри

  • (Быт.38:1 ,12,20, Нав.15:31 ) - был древний город в земле Ханаанской, в колене Иудином, в 15 или 20 милях на юго-запад от Иерусалима, и служил некогда рези

  • (Втор.3:11 ; Пс.40:4 ; Отк.2:22 ) — кровать, ложе (во Втор.3:11 имеется в виду не сама кровать, но постамент, подставка под ложе). В Песн.3:7 ,9 в оригинале с

  • (сила, крепость) (2Цар.6:3 ) - сын левита Аминадава. После победы над Филистимлянами Давид пожелал перенести Ковчег Божий из дома Аминадава, в В

  • (сила Божия) имена следующих лиц:а) (Исх.6:18 ,22, Лев.10:4 , Чис.3:10 ) один из сынов Каафы, дядя первосвященника Аарона.б) (1Пар.25:4 ) один из сынов Емана,

  • (значение то же, что и предыдущего слова) - имя следующих пяти лиц:а) (4Цар.14:21 ) сын Амасии, царь Иудейский, возведенный на престол на шестнадца

  • (слышание) (Чис.26:16 ) - четвертый сын Гада, иначе называемый Эцбоном (Быт.41:16 ).

  • (Идф.2:28) - город или область, упоминаемая в истории Иудифи. Некоторые под словом "Окина" разумеют Акко или Птоломаиду, портовый город при Сред

  • окл’ад (Ис.30:22 ) — отделка, облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.

  • (Суд.5:28 ). Окна в домах у древних Евреев служили отверстиями для пропуска света и воздуха. Так как стекло еще не было в употреблении, то окно о

  • (2Езд.9:22) - священник из сынов Фесура, во дни Ездры. В (Езд.10:24 ) читается: Иозавад, сын Пашхура.

  • (Иуд.8:1 ) - лицо из предков Иудифи.

  • (2Езд.9:30) - из сынов Мани, Израильтянин. В (Езд.10:29 ) читается: Мешуллам, сын Вания.

  • (4Цар.22:14 ) - пророчица, жена Шаллума, хранителя одежд, современница пророков Иеремии и Софонии, может быть в начале их пророческого служения.

  • Олд’ана (2Пар.34:22 ) — см. Олдама.

  • (Втор.12:15 , Пс.17:3 ,4, Ис.35:6 ) - одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки.

  • (шатер высоты) - имя следующих лиц:а) (Быт.36:2 ) дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, одна из жен Исава и мать трех сыновей от него (5, 14, 18). Ее отец, Ана

  • ол’ивки (Мих.6:15 ) — плоды оливкового дерева, маслины (см.).

  • (Рим.16:15 ) - один из Римских Христиан, которых приветствует св. ап. Павел; по преданию - из 70 апостолов. Память его 4-го января и 10 ноября.

  • Олимп’ан (Рим.16:15 ) — аналог. Амплий.

  • (Чис.31:22 ) - известный металл, употреблявшийся с самых первых времен и составлявший один из предметов торговли с Тиром (Иез.27:12 ). Олово вместе

  • (Идф.2:4) - военачальник царя Ассирийского Навуходоносора. см.

  • (красноречивый) (Быт.36:11 ,15, 1Пар.1:36 ) - второй сын Елифаза, первенца Исавова.

  • () - последняя буква греч. алфавита, так называемая в отличие от  малого или короткого. Альфою и Омегою называет Себя Господь, как полнота, ко

  • омов’ение — религиозный обряд (Евр.9:10 ), берущий начало в законе (Исх.29:4 ; Втор.21:6 , срн. 4Цар.5:10 ; Пс.50:4 ; Ис.1:16 ). Со временем сделалось мертвым р

  • (раб, слуга Иеговы, а по другим, - Бог есть моя часть) - имя следующих лиц:а) (1Пар.7:8 ) муж из колена Вениаминова.б) (1Пар.27:18 ) сын Михаила, начальни

  • омыв’альница (2Пар.4:6 ) — см. умывальница.

  • (на Коптском и древнеегипетском солнце, свет) (Быт.41:45 и др.) - город Египетский, иначе называется Илиополь, или город солнца. Это был один из д

  • (быстрый, скоробегущий). см.

  • Он’ам (сильный, богатый) —а) (Быт.36:23 ; 1Пар.1:40 ) — аналог. Алван;б) (1Пар.2:26 ,28) — один из сыновей Иерахмеила, сына Есрома из колена Иудина.

  • (Быт.38:4 ) - из сынов Иуды, сына патр. Иакова, за преступление в брачном союзе с Фамарью, был наказан от Бога смертью.

  • (евр. шохам, иначе сардоникс) (Быт.2:12 , Исх.28:9 ,20) - один из драгоценных камней, высоко ценимый, как украшение. Он занимал второе место в четверт

  • (полезный) (Флм.1:10 ) - Фригиянин из города Колосс, раб Филимона, бежавший от господина своего и обращенный св. ап. Павлом в Риме к вере во Христ

  • (приносящий пользу) (2Тим.1:16 ) - первенствующий Христианин, живший в Ефесе, в котором оказывал многие весьма важные услуги ап. Павлу. Он был од

  • ’ониха (Исх.30:34 ) — один из компонентов священного курения, природа которого не известна, хотя полагают, что это некие раковины (возм., также

  • - имена следующих лиц упоминаемых в книгах Маккавейских:а) (1Мак.12:7,8,20) первосвященник Иудейский. Здесь разумеется Ония 1-й, сын и преемник пе

  • (сильный, крепкий) (1Пар.8:12 ) - город колена Вениаминова, построенный сынами Елпаала, и, вероятно, находившийся близ Лоха или Лидды. О нем упоми

  • (2Езд.5:22) - то же, что и предыдущий город, т.е. город колена Вениаминова.

  • ’оный (Рим.7:18 ; 2Фес.1:10 ; 2Тим.1:12 ,18; 2Тим.4:8 ; Евр.2:14 ; Отк.16:14 ) — то, тот; назначенный, определенный.

  • опах’ало (Ис.3:19 ) — в оригинале стоит: шарф (вуаль, легкая накидка). (см. украшения)

  • опл’от (Рим.13:12 ) — забор, ограда (в указанном стихе имеет значение «защита»).

  • опо’ясание (Быт.3:7 ; Деян.19:12 ) — широкий пояс, передник, фартук.

  • опр’еснок — пресный, бесквасный хлеб. Основное его назначение — употребление во время семи дней праздника опресноков (Исх.12:15 ,18-20). В перен

  • (Исх.12:15 , Лев.23:5 ,14, Чис.28:16 ,25, Втор.16:3 ,8 и др. ). Опресноки - пресный, не квашеный хлеб. Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и прод

  • опр’есноков пр’аздник — см. праздник опресноков .

  • (белизна, чистота, непорочность) - имя двух лиц:а) (Исх.17:10 ) лицо, с которым мы впервые встречаемся в свящ. повествовании при описании битвы Ев

  • ор’ало (Ис.2:4 ; Иоил.3:10 ; Мих.4:3 ) — плуг.

  • орат’ай (Пс.128:3 ) — пахарь.

  • ор’ать (Быт.45:6 ; Суд.14:18 ; 3Цар.19:19 ; Рим.1:15 ; Рим.4:8 ; Пс.128:3 ) — пахать.

  • орг’ан (Пс.150:4 ) — древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местах переведено «свирель»). (см. музыка)

  • - название двух гор:а) (Чис.20:22 ,29). Во время своего странствования Израильтяне из Кадеса пришли к г.Ор. Она находилась на границе Идумеи и Пале

  • (Втор.32:11 ) - хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11:13 , Втор.14:12 ). На особенности этой хищной птицы нередко делаются

  • (крепкое, твердое дерево) (1Пар.2:25 ) - сын Иерахмеила, из колена Иудина.

  • (Песн.6:11 ). Родина орехового дерева Персия, оттуда перешло оно в Палестину, в Грецию и Италию. Во времена Иосифа Флавия много орехового дерев

  • :а) (Суд.7:20 ,25) один из двух князей Мадиамских, пораженный Гедеоном и убитый в Цур-Ориве вместе с Зивой, который был убит в Иекев-Зиве; головы о

  • ’орикс (Втор.14:5 ) — порода антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, северной Африке и Малой Азии.

  • (Иов.9:9 ) - название созвездия (евр. кесиль) - это одно из прекраснейших и самых блестящих созвездий небесного свода, состоящее из двух звезд п

  • (живой, бодрый - по Гезению, а по Фюрсту - крепкий, твердый) (2Цар.24:16 ,18,25). Орна - Иевусеянин, имевший свое гумно в Иерусалиме, на горе Мориа. На э

  • (две пещеры) (Иер.48:3 ,34) - Моавитский город, разрушение которого было предсказано пр. Исаиею и Иеремиею. Иосиф Флавий упоминает о нем в своих Д